О Венеции

О Венеции написано стотыщмильонов отчетов в интернете и еще больше книг, фильмов, отзывов путешественников за сотни лет, написаны картины, сложены стихи, так что, в принципе, писать очередной отчет о Венеции банально до неприличия. Но поскольку это было частью и моего путешествия, наряду с Баварией и Доломитами, то вот вам отчет стотыщмильоннопервый. Италия - страна компактная: еще днем вы в Доломитовых Альпах пробиваетесь по заснеженным дорогам, а вечером уже ночуете в окрестностях Венеции.
Венеция

Точнее, не в окрестностях, а в "материковой" части Венеции. Город делится на две части: всемирно известная музейно-культурно-историческая на воде и никому не известная уродливо-промышленно-спальная на суше. Последняя делится на несколько районов, основные из которых Местре и Маргера. Там живут обычные среднестатистические итальянцы, которые по утрам приезжают на работу (так или иначе связанную с туризмом) в "историческую" Венецию на обычных автобусах или поездах, толпами вываливаются оттуда и быстро-быстро, муравьиными тропами, по узким улицам старой Венеции разбегаются по местам работы: магазинам, кафе, галереям, в которые через пару часов завалятся толпы туристов со своими евродолларами и фотоаппаратами. В самой же "исторической" Венеции постоянно проживают всего каких-то 50 тысяч человек, в основном пожилые люди. Молодежь из Венеции убегает: на автомобиле не разгонишься, пабов-дискотек по вечерам не найдешь, да и туристы эти проклятые достали. Еще одна категория жителей: миллионеры с разных стран мира, которые покупают в Венеции дворцы-палаццо и живут в них всего пару недель в году. Поэтому по вечерам целые дома-зомби стоят без света, с темными окнами в ожидании хозяев.
В Местре и Маргере очень выгодно жить, если приезжаете в Венецию на машине (что и было сделано, был выбран отель в Маргере, близко к автостраде). Машина в Венеции - головная боль. Во-первых, она все равно не нужна среди этих каналов, автомобильного сообщения там нет, за исключением далекого и длинного острова Лидо, куда ее надо тащить на пароме. Во-вторых, запарковать ее на въезде в город в подземном гараже стоит ужасные 30 евро в сутки, плюс вы еще ключ отдадите, потому что парковочных мест не хватает. В общем, оптимальный вариант - ночевать в Местре/Маргере, там бесплатно парковаться и ездить в Венецию на автобусе, дорога занимает 20 минут. К тому же были куплены билеты на http://www.veniceconnected.com/, которые дают бесплатный проезд на пригородных автобусах, венецианских рейсовых катерах-автобусах (очень выгодно, потому что каждая поездка стоит 6 евро), бесплатный вход в музеи на площади Сан Марко, экономит время в очереди и дает право войти еще в один из некоторых музеев в других частях города. В билет даже входит бесплатное посещение туалета пару раз - вот вы смеетесь, а в Венеции с общественными туалетами напряженка, надо ловить момент в музеях.
Это было лирическое отступление, а теперь поехали. Здесь начинается главная улица Венеции: Большой Канал. Церковь Скальци, прямо возле железнодорожного вокзала. Отсюда уходит водный автобус номер 1, который с частыми остановками движется вдоль всего канала - оптимальная экскурсия по городу.
Венеция

Канал имеет форму вывернутой латинской буквы S (или маленькая русская прописная буква "г") и идет от станции через весь город до знаменитой площади Сан-Марко. Протяженность канала со всеми его извилинами - около 4 км. Ширина от 30 до 70 метров, это самый широкий канал города.
Венеция

Вдоль Большого Канала тянутся самые богатые дома Венеции. Жить на берегу Большого Канала считалось (и считается) очень престижным, список известных аристократов, писателей, артистов, миллионеров, которые жили в этих домах исчисляется сотнями. Дома эти время от времени перепродаются, переходят из рук в руки, многие из них превращены в дорогие гостиницы и художественные галереи.
Венеция

Церковь Сан-Джеремия со своей башней. Церквей в городе бессчетное количество. Часть из них давно перестала функционировать. Башни некоторых церквей наклонены и рискуют упасть в один прекрасный день. Дома стоят на основаниях, построенных сотни лет назад, основания укреплены вертикальными бревнами, за века вся эта конструкция постепенно приводит к наклону башен. Вообще, особенно, вдоль мелких боковых каналов, иногда стоят такие дома, что кажется - достаточно пальцем ткнуть, чтобы все развалилось.
Венеция

Чем ближе к Сан-Марко, тем престижнее считаются дворцы вдоль Канала. Здесь мы еще недостаточно далеко отошли от ж/д станции. Город разделен на несколько кварталов. Берег слева - квартал Санта Кроче, берег справа - Канареджио, в глубине которого находилось первое в мире еврейское гетто. В сущности, слово "гетто" венецианского происхождения, означало оно что-то вроде "литейной фабрики", которая находилась там на месте будущего гетто.
Венеция

Ка дОро, когда-то считался самым шикарным дворцом вдоль Большого Канала со своим позолоченным фасадом. В середине 19 века князь Трубецкой сделал подарок даме своего сердца, знаменитой балерине Талиони, в виде этого домика. Дама сердца раздраконила домик так, что не осталось ни позолоченного фасада, ни открытой лестницы, ни средневекового колодца. В 20 веке дворец был выкуплен, доведен до приличного состояния и сейчас там художественная галерея Франкетти.
Венеция

Здесь канал делает один из своих резких поворотов. Это экономический центр Венеции. В то время, как справа продолжают один за другим идти палаццо разных почтенных граждан, слева здесь находились городские рынки. Точнее, до сих пор находятся. Снято с моста Риальто. На рынки мы еще вернемся. Обратите внимание на гондольера, который катает некую парочку, стоимость удовольствия под 100 евро за час; а также на один из тех маршрутных речных автобусов, что курсируют вдоль Большого Канала.
Венеция

А вот и сам мост Риальто (и перед ним еще один речной автобус/трамвай, не знаю, как назвать). Один из символов Венеции, изображенный на картинах и воспетый в стихах, является одним из немногих мостов через четырехкилометровый Канал, существующих сегодня. По времени он, разумеется, самый первый из них. Деревянный мост здесь существовал с 12 века, позже он перестраивался. Сегодняшний мост уже где-то пятый по счету. Всего через 4-километровый канал действуют сегодня всего три моста. Четвертый то ли строится, то ли уже построен возле автостоянки у начала канала, так что он не считается.
Венеция

Типичная городская парковка. Практически каждый уважающий себя бизнес в городе имеет свой личный водный транспорт. Парковка здесь снята возле "Рива дель Вин", "винной набережной" у моста Риальто, вдоль которой идут дорогие рестораны, общими усилиями избавляющие туристов от их тугриков. К отелям вдоль каналов можно подвезти вещи только на лодке, что, как правило, и делается. Разумеется, за очень дополнительные деньги. Часто можно видеть туристов, грузящих свои здоровенные чумаданы прямо на рейсовый водный автобус.
Венеция

Огромная парковка гондол, на заднем плане еще можно разглядеть Риальто. Гондола - целое состояние, стоит подобная лодочка 10 тысяч евро, построить ее занимает 3 месяца, этим все еще занимаются несколько мастерских в городе. Правда, это уже не массовое производство, а штучный эксклюзив. По традиции, гондольером может быть только мужчина, хотя я уже слышал, что есть некие феминистки, которые дорываются до гондолы, о них даже в газетах писали. Явная дискриминация по половому признаку.
Венеция

Продолжаем двигаться к Сан-Мaрко. Набережная Сан-Поло, еще одного городского квартала. Здание "германского института" в палаццо 16 века.
Венеция

Квартал Дорсодуро, здесь находятся здания венецианского университета. В одном из этих зданий жил Вагнер. Впрочем, если перечислять всех известных людей, кто где жил в Венеции, получится безумно длинный список.
Венеция

С балкона этого домика Наполеон наблюдал за устроенной в его честь регатой. Наполеон вобще не слишком хорошо обошелся с Венецией. Город он захватил, дожа (как называли правителей Венеции на протяжении сотен лет) уволил, драгоценности вывез, четверку бронзовых лошадей с собора тоже куда-то спер, в общем, нехороший человек. Тогда как владелец дворца, наблюдая за его строительством, простудился от сквозняка и умер. Вот такая печальная карма у этого домика.
Венеция

И если у предыдущего домика карма неважная, то у этого карма просто катастрофическая. Не знаю, находится он сейчас в чьем-то владении или нет, возможно его уже просто боятся покупать, но дом этот считается в городе проклятым. Каждый, кто его покупает, либо в скорости умирает, либо разоряется и кончает жизнь самоубийством. Это достоверный исторический факт.
Венеция

Здесь мы начинаем входить в самую престижную часть Большого Канала, где один за другим идут городские муниципальные службы, самые дорогие отели и несколько частных художественных галерей. Возможно, вы обратили внимание на многих фотографиях на страной формы трубы над крышами. Это типично венецианская форма труб.
Венеция

Еще один из символов Венеции: огромная церковь Санта Мария делла Салуте. Церковь была построена в 17 веке в благодарность за окончание эпидемии (как будто она бы и так не закончилась... железная логика, все-таки - нет чтобы в благодарность за ни разу не начатую эпидемию построить). Город на воде, корабли приходили из разных стран и приносили с собой всякие болезни - Венеция неоднократно подвергалась вспышкам эпидемий, жертвой одной из которых стал художник Тициан.
Венеция

Та же церковь Салуте вблизи. Раз в год в городе проводится праздник, когда между несколькими берегами выстраиваются мосты из лодок и можно с одного берега переходить на другой посуху. Салуте - одна из этих церквей, и праздник этот тоже проходит в память об окончании эпидемий.
Венеция

Здесь канал особенно расширяется, уже видна над крышами колокольня площади Сан-Марко. Еще немного парковочных мест для гондол. Когда-то гондолы делались разных цветов, сегодня только черные. Гондола имеет асимметричную форму, это позволяет управлять ей сбоку, одним веслом.
Венеция

Последние метры до площади. Что в этом домике, не помню, кому памятник, тоже не знаю, может подскажет кто - тому пирожок. Просто еще один хороший пример венецианского палаццо.
Венеция

Здесь уже кажется, что вышли в открытое море, на большую воду. Вдали еще видна церковь Салуте, на переднем плане таможня.
Венеция

В это же время напротив - та самая знаменитая площадь Сан-Марко. Точнее, большая часть ее находится за углом и отсюда не видна, площадь имеет Г-образную форму. Две колонны, нагло скоммунизженные в ходе крестовых походов из Константинополя. Вообще-то была еще и третья, но она упала в воду при разгрузке и ее невозможно было достать слабыми силами венецианцев 13 века. В глубине виден собор святого Марка, справа Дворец Дожей, слева библиотека Марциана. Сюда еще десять раз вернемся, пока продолжаем плыть.
Венеция

Кампаниле, знаменитая венецианская колокольня. Высота ее почти 100 метров, с ее верхушки Галилей наблюдал за звездами. Лифта в те суровые годы не было, так что гражданин ходил наверх пешочком. Справедливости ради, не совсем с нее, а с такой же башни на этом месте. Прежняя башня сначала была разрушена землетрясением в 16 веке, потом ее восстановили, потом в начале 20 века она снова грохнулась, убив кошку смотрителя башни. Кошка оказалась единственной жертвой (это тоже исторический факт). После этого ее в очередной раз восстановили.
Венеция

Дворец Дожей во всей своей реставрационной красе, в качестве бонуса вот это жуткое уродство справа. Осквернителей святого места, фирму Chopard, да будет этой рекламой проклято имя их, привязать за ноги и 19 раз бросать с верхушки колокольни вместо банджи. О дворце тоже пока ничего не пишу, туда тоже еще вернемся.
Венеция

Романтишная парковка гондол (здесь хорошо видна их асимметричность) на набережной возле Сан-Марко. Набережная эта была основным местом причала кораблей, прибывающих в город. Называется она набережной далматинцев, только не тех 101 пятнистых, а далматинских моряков, которые здесь приставали к берегу. Вдали виден остров Сан Джорджио Маджоре.
Венеция

Сан Джорджио Маджоре. Туда ходит еще один водный автобус (или речной трамвай, я уже давно сбился с названия). Церковь эта, шедевр архитектора Палладио, самого выдающегося архитектора Венеции, десятки раз изображалась на картинах венецианских художников.
Венеция

С колокольни церкви открываются, пожалуй, лучшие виды на город. Честно говоря, я не поднимался на Кампаниле, которая стоит на площади напротив, но мне кажется, что отсюда вид масштабнее, потому что город, и особенно Сан-Марко, виден отсюда напротив, а не сверху. К тому же, очереди здесь несравнимо меньше, потому что многие туристы с ограниченным временем не вылезают из Сан Марко и до Сан Джорджио просто не доплывают. Движемся слева направо:
Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Спускаемся вниз на грешную землю. У самой пристани иногда попадаются гигантские туристические лайнеры, которые совершенно не вяжутся с городским масштабом.
Венеция

Немного города при вечернем освещении. Вообще итальянское солнце в те два дня было весьма благосклонно, и город предстоял в прекрасном свете. Кроме того, весной еще не так много туристов (если это называется "не так много", я даже думать боюсь, что там летом) и не так жарко, поэтому все эти разговоры о перегруженности города и о летней вони из каналов были неактуальны. Этот симпатичный домик принадлежал великому герцогу Фридриху из австрийской династии Габсбургов.
Венеция

Вид на набережную с моста Академии. Здесь рядом находится Галерея Академии, лучшее в мире собрание венецианской живописи.
Венеция

Церковь Салуте и несколько прибрежных палаццо с того же моста. Вечером там просто идеальное освещение. Здание таможни с золотистым шаром заканчивает эту часть берега.
Венеция

И в заключении - общий вид на эту часть канала. Все с того же моста Академии.
Венеция

Есть категория трудящихся, приезжающих в Венецию на один день. Некоторые так делают, потому что их отпугивает дорогое проживание в гостинице (так снимите гостиницу на "континенте") или потому что они в составе организованной группы (пенсионерам можно, остальные - извращенцы). В ходе однодневной гонки трудящиеся успевают проехаться по Большому Каналу, простоять в очереди во что-нибудь мегазнаменитое на площади Сан-Марко, пообедать за безумные деньги в ресторане и купить вазочку за еще более безумные деньги в мастерской венецианского стекла. После этого они уезжают, с чистой совестью полагая, что видели Венецию.
Венеция

Мост Риальто не может оставаться в стороне, поскольку к нему ведет любой маршрут, какими бы лабиринтами вы ни ходили по городу. В лабиринтах течет жизнь обычных венецианцев, скрытая от глаз туристов, а также находятся памятники мирового значения. Но в Венеции между этими "памятниками" такая жестокая конкуренция, что места, которые составили бы честь любому другому городу, остаются обделенными вниманием. Необходимы 2-3 дня в городе, чтобы это все обойти. Если бы какая-нибудь жалкая церковь, которых в Венеции десятки, с какими-нибудь жалкими картинами Тициана или Тинторетто находилась в другом городе, ради нее одной туда приезжали бы на автобусах и с видеокамерами. Но только не в Венеции, где такие места просто теряются на фоне монументов площади Сан-Марко. Все, что могу посоветовать тем, кто ездит в Италию и хочет поставить как можно галочек на карте посещенных городов: не тратьте драгоценное время на переезды, лучше уделите лишнее время Венеции, которая этого более, чем заслуживает.
Итак, раннее утро второго дня. Я в экзотических странах ранним утром люблю посещать рынки. Это обычно дает идеальное знакомство с местной жизнью и позволяет увидеть экзотические образцы местной флоры и особенно фауны. Италия страна не такая уж экзотическая, на итальянских рынках вы вряд ли найдете жареных тараканов или копченую морскую свинку, но образцовый комплект морских тварей в прибрежном городе всегда присутствует.
Венеция

Рынки находятся в квартале Сан Поло, возле Моста Риальто. Их местонахождение не изменилось со средних веков.
Венеция

Цены, вполне достойные Евросоюза. Это вам не Таиланд, где полкило тараканов за доллар.
Венеция

Родственнички осьминога Пауля, который жестоко отомстил итальянской сборной за подобное обращение.
Венеция

Чудо-юдо рыба окунь, что ли... И черное чудо-юдо рыба не знаю кто. Морской дьявол какой-нибудь.
Венеция

Рыба-меч целиком не влезла в объектив. Продолжите мысленно линию в два раза длиннее фотографии и получите длину ее носа.
Венеция

Не рыбой единой жив человек. Связки спаржи разных сортов. Безумно популярная еда в Венеции и соседних провинциях. Я попробовал однажды. Как по мне - редкая дрянь.
Венеция

А этот кросавчег найден был не на рыбном рынке, а на прилавке у входа в некий ресторан.
Венеция

Небольшая прогулка по венецианским церквям. Огромная церковь Фрари, одна из самых больших в городе.
Венеция

Над алтарем висит картина Тициана "Вознесение Марии". В церкви похоронены несколько венецианских дожей, композитор Монтеверди, а также находится сердце скульптора Кановы.
Венеция

Канова спроектировал в этой церкви монумент Тициану, но после его (Кановы) смерти в нем было захоронено его сердце, а Тициану выстроили новый монумент (как у них все запутано...)
Венеция

По соседству с церковью Фрари находится скуола де Сан Рокко. Скуола это особенное венецианское учреждение, что-то вроде благотворительной организации или общинного дома, в Венеции есть несколько таких "скуол". Эта самая известная, поскольку стены и потолки ее покрыты знаменитыми картинами Тинторетто, которые являются самыми выдающимися произведениями венецианской живописи. Фотографировать внутри запрещено, да и не получилось бы. Одно из немногих мест вдали от Сан Марко, где-таки были замечены туристы.
Венеция

Церковь Санта Мария деи Мираколи в квартале Канареджио, покрытая внутри и снаружи разноцветным мрамором. Очень популярное место бракосочетаний местных жителей.
Венеция

Хотя фотография ужасного качества, все же ее выкладываю, потому что место малоизвестное и незаслуженно редко появляется среди венецианских фотографий. Снято в ничем не примечательной снаружи церкви Сан-Панталон. Отделка потолка (полукруглый свод, если незаметно) представляет собой самое большое в мире произведение живописи на холсте "апофеоз Сан Панталона", состоит из 40 частей и создавалась в течение 24 лет малоизвестным художником Фумиани. Похоже это было делом всей его жизни, поскольку другие произведения этого художника неизвестны. Достоверно не известно, но предположительно, художник разбился насмерть, упав со строительных лесов, когда заканчивал работу. В этой же церкви он похоронен. Церковь открыта всего пару часов в сутки и находится в квартале Сан-Поло, недалеко от Фрари. Фотографировать потолок запрещалось, но там не так следят, как в Сан Рокко, и я кое-как без вспышки и из-за угла запечатлел для общего впечатления.
Венеция

Памятник "кондотьеру" (итальянскому военачальнику) Коллеони, который завещал все свое имущество венецианской республике при условии, что его конная статуя будет установлена возле Сан-Марко. Хитрое венецианское правительство, найдя в завещании неувязочку, статую установило, но не возле собора Сан-Марко, посчитав такую честь слишком жирной даже для такого уважаемого товарища как Коллеони. В квартале Кастелло, где статую в результате установили, находится еще одна "скуола", названная в честь Сан-Марко. Так что и воля покойника выполнена, и иммущество немалое республике отошло, и центральная площадь города осталась свободной от ни разу не нужной там статуи, и овцы целы. Учиться надо у этого венецианского правительства, как завещания выполнять. На заднем плане - часть стены церкви Иоанна и Павла, еще одной огромной церкви города.
Венеция

Церковь эта представляет собой целое кладбище венецианских дожей, здесь на протяжении почти 500 лет похоронены 25 из них.
Венеция

Венеция

Венеция

Дома в квартале Кастелло недалеко от церкви:
Венеция

Чуть дальше проходит набережная с выходом в открытое море. Напротив виден остров Сан Микеле, обнесенный стеной. Весь этот остров представляет собой городское кладбище. В Венеции всегда была проблема с местом захоронения покойников. Лет через десять после захоронения кости выкапывали и отвозили в оссуарий, костехранилище на отдаленном острове Сан Ариано. Так образовывалось новое место на кладбище Сан Микеле. Останки самых известных людей, конечно, не трогали. Среди прочих, на этом кладбище похоронены эмигрировавшие в Венецию Стравинский и Дягилев.
Венеция

Возвращаемся в центр, протискиваясь через человеческий муравейник на улицах, ведущих к мосту Риальто. Мост до отказа забит туристами и торговыми лавками, продающими всякий сувенирный ширпотреб. Более престижные магазины находятся на улицах, прилегающих к мосту, а также в районе Сан-Марко.
Венеция

Венеция

Window shopping можно делать совершенно бесплатно. Лично я в таких местах хожу с мыслями "как много вокруг замечательных красивых дорогих вещей, которые мне не нужны". Здесь я даже думать не хочу, сколько оно стоит. Изделия из знаменитого венецианского стекла. Впрочем, аутентичное венецианское стекло кое-где чередуется с более дешевыми китайскими подделками.
Венеция

Венеция

Деревянный Пиноккио в роли вечного двигателя беспрерывно крутит педали своего велосипеда на входе в магазин сувениров:
Венеция

Огромная кукла еще одного венецианского селебрити, Казановы, на входе в магазин масок. Маски играют особую роль в жизни Венеции, даже если оставить в стороне венецианский карнавал. В масках ходили по городу, чтобы скрыть свою внешность, так было принято. В масках играли в казино, ходили на деловые встречи. И на не очень деловые. Не удивлюсь, если пословица "секс не повод для знакомства" родилась в Венеции. И правда, меньше знаешь-крепче спишь. В конце концов, если на вас одета маска, есть некоторый шанс, что этим вечером у вас состоялось свидание с собственной женой, но вы оба так об этом и не узнали.
Венеция

Продолжим бродилки в лабиринте венецианских каналов. Мосты в наши дни обнесены оградой, но в средние века ее обычно не было. Из-за чего пьяные граждане нередко падали в темноте в воду. Некоторые мосты были в частном владении и хозяева взимали плату за переход по ним. Популярной городской забавой были драки на мосту. Стенка на стенку между соседними кварталами. Бои продолжались, пока одна из сторон не падала в воду. Она, разумеется, проигрывала.
Венеция

Случайные фотографии каналов в самых разных районах города:
Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Баржа-плавучий рынок. На таких водных минимаркетах продаются овощи.
Венеция

Частная коллекция Пегги Гуггенхейм является одним из лучших в мире собраний современного искусства. Пикассо, Дали, Магритт, Поллок, Кандинский, Миро - только несколько из имен художников, представленных в этой галерее. Вот здесь с посетителями все нормально. Очередь у кассы, куча американцев. Фотографировать внутри запрещено под страхом смерти. Альбом с фотографиями стоит безумные деньги даже по венецианским меркам. Во дворе музея фотографировать никто не запрещает: здесь стоит скульптура, которая называется "Ангел Города". Шедевр современного искусства имеет характерную особенность в самом его центре (фото прилагается). Особенность неоднократно похищали и восстанaвливали, в результате ее пришлось приварить намертво к бронзовой статуе.
Венеция

В этом же саду саду похоронена сама Пегги Гуггенхейм, американско-еврейская миллонерша, спонсор современного искусства, светская львица, экстравагантная личность и прочее и прочее.
Венеция

Рядом с мадам миллионершей находится братская могила ее любимых собачек. У богатых свои причуды.
Венеция

Вечер на одной из многих безымянных площадей Венеции:
Венеция

Как там было в книжке про Остапа Бендера? Не писать про Узун-Кулак, что означает "Длинное Ухо", потому что об этом писали все, кто был на Востоке, и об этом невозможно читать. И не писать очерков под названием "Легенда озера Иссык-Куль". Потому что об этом тоже писали все. Конец неточной цитаты. И все-таки сегодня я пишу про Сан-Марко. Это то же самое, что Кремль для Москвы и Тауэр для Лондона. Даже больше. Потому что можно приехать в Москву и не увидеть Кремль, или приехать в Лондон и не увидеть Тауэр. Но приехать в Венецию и не увидеть Сан-Марко - это постараться нужно...
Венеция

Попав на площадь Сан-Марко, вы испытываете сразу несколько моральных шоков:
а. От красоты, прущей на вас со всех сторон.
б. От безумного потока туристов, прущего на вас со всех сторон.
в. От безумных голубей, летающих мимо вашего виска на бреющем полете.
Рассмотрим пока пункты "а" и "б", но временами затронем и пункт "в".
Венеция

Собор Сан-Марко чертовски красив, но в то же время нагромождение декоративных элементов на единицу площади настолько велико, что не на чем остановить глаз. Он весьма отличается от других европейских соборов по ряду причин. Во-первых, он слишком древний. Построен он в 11 веке, а ведь уже тогда он был третьим по счету на том же месте. То есть, это еще до эпохи готики. И даже с романским стилем имеет мало общего. Связи с Византией были гораздо сильнее связей с северной Европой, соответственно стиль гораздо более византийский, чем романский. И вообще за вертикальными соборами - это вам во Францию с Германией. Кроме того, мы имеем дело с островами лагуны, почти что плавучим основанием, подкрепленном бревнами и кирпичами. Соответственно, речь о постройке традиционного вертикального собора в Венеции идти не могла. Некоторые высокие вертикальне сооружения в Венеции сегодня либо наклонены, либо хоть раз разваливались.
Венеция

Фасад представляет собой невообразимое скопление деталей. Тем не менее, он симметричный, даже если на первый взгляд не кажется (оставим в стороне реставрационные работы, которые то тут, то там постоянно ведутся). И в то же время, лично для меня, нет ощущения гармонии. Не, я не хочу сказать, что мне этот собор не нравится. Но выглядит он как праздничный торт, над которым излишне усердно постарались кондитеры. Красные древки для флагов, которые стоят на площади со средних веков, тоже не идут на пользу фасаду - кажется, что это то ли мачты огромного корабля, то ли электрические столбы.
Венеция

Мозаики на стенах обновились за последние 500 лет. На картинах средневековых художников собор выглядит точно так же, как сегодня, но с другими мозаиками. Каждый венецианский корабль, возвращающийся на родину, должен был привезти с собой что-нибудь для украшения собора или другой городской церкви. Это частично объясняет такое разнообразие стилей и расцветок колонн и стенных панелей.
Венеция

Вообще венецианцы неплохо постарались в искусстве перевоза на свою родину различных ценностей, скоммунизженных в других странах. Собственно, сам собор возник как следствие того, что венецианские купцы в 9 веке сперли мощи святого Марка из Александрии. Есть даже подозрение (недоказанное, правда), что они для этого завернули останки Марка в свиные шкуры, чтобы отпугнуть мусульман и беспрепятственно их вывезти. Доставка такой драгоценной для христианского мира реликвии автоматически выводила Венецию в число важнейших центров христианского мира и способствовало подъему экономики. И вообще, удовлетворяло имперские амбиции венецианской республики.
Венеция

Процесс удачного похищения святого Марка и доставки его в Венецию изображен на нескольких мозаиках на фасаде. Считается, что его останки до сих пор хранятся в саркофаге внутри собора, но в 10 веке произошел пожар, в ходе которого они сгорели. Правда, когда построили этот собор, в 11 веке, они, разумеется, чудесным образом воскресли из пепла в нормальное мертвое состояние и с тех пор мирно хранятся в саркофаге. Все-тки люблю я логику средневекового человека...
Венеция

Одним из самых богатых источников декорации собора стал крестовый поход 1204 года в Константинполь. То есть, он был в Иерусалим, но кому он нужен, когда в Константинополе все так плохо лежит... Венецианцев в этот поход вел 90-летний слепой дож Энрико Дандоло, что не помешало венецианцам успешно захватить и ограбить город. В отличие от крестоносцев других стран, которые грабили город для собственной выгоды, венецианцы делали это для своей Республики. В результате в Венецию были доставлены огромные богатства Византии, часть которых украшает сегодня собор.
Венеция

Один из самых ценных трофеев - эта угловая скульптура 4 века до нашей эры с изображением четырех правителей римской империи.
Венеция

Вы когда-нибудь видели очередь забаненных в Гугле? Здесь у вас редчайшая возможность увидеть такую очередь. Эти люди уныло стоят в очереди на право зайти в собор. Жалкие плебеи! Они поленились сделать поиск в интернете и узнать, что это можно сделать без очереди. Тебе, о благородный читатель, я открою два сакрамента святого Марка. Сакрамент первый: есть волшебный сайт http://www.venetoinside.com/en/basilica_of_san_marco/, на котором можно заказать вход без очереди. Вы должны указать желаемое время входа. У вас есть слот на полчаса, во время которого вы должны войти. После этого вы можете оставаться внутри сколько хотите. Написано "пребывание ограничено 10 минутами", но это бред. Никто не будет ходить за вами с секундомером и выгонять. В прошлом году этот заказ был абсолютно бесплатным, сейчас берут по 1 евро. Возможно, люди заказывали себе на халяву слоты на целый день (сопсно, и я заказал две получасовки для большей гибкости графика) и организаторы это просекли. Вход по такому билету - через ворота слева, там где проходят организованные группы. Проверено-работает.
Венеция

Заходим внутрь и попадаем в сказочный интерьер в лучших традициях византийского искусства. Собор состоит из многочисленных часовен, сокровищницы, музея на втором этаже, подземной крипты, а также главного алтаря, где хранятся самые драгоценные сокровища: саркофаг святого Марка и золотой алтарный образ.
Венеция

Впрочем, я обещал тебе, о благородный читатель, два сакрамента святого Марка. Про первый я уже сказал. А вот и второй: хотя собор открыт примерно с 10:00 до 17:00, посещать его рекомендуется в будние дни между 11:30 и 12:30, в субботу между 11:30 и 16:00 и в воскресенье между 14:00 и 16:00. Только в эти часы интерьер освещен и можно получить наилучшее от него впечатление (а также более эффектные фотографии, если надо). Соответственно, при заказе временного слота на вход надо ориентироваться на это время.
Венеция

Вид сверху, оттуда где музей, на интерьер после того, как погасло электрическое освещение. Как видите, внутрь посетителей пускают небольшими партиями. Разумеется, во время службы расписание может меняться.
Венеция

В музее хранится подлинник бронзовой четверки лошадей, тех самых, что установлены на балконе над входом. Что характерно, лошади эти тоже были в свое время умыкнуты из Константинополя и происхождение их теряется в глубине веков. В начале 19 века, как водится, вор у вора дубинку украл, и Наполеон увел лошадей в Париж. Правда, чуть позже их вернули. О требованиях Турции вернуть лошадей на их историческую родину мне пока ничего не известно.
Венеция

Копии лошадей стоят на балконе снаружи. Отсюда дож наблюдал за праздничными процессиями на площади. Собственно, весь собор святого Марка стал собором только в начале 19 века - до этого он являлся частной церковью самого дожа, тогда как городской собор находился на далеком острове Торчелло. После того, как Наполеон упразднил статус дожа и Венецианскую Республику в целом, эта частная церковь была повышена в статусе.
Венеция

Вид с балнона на примыкающий дворец дожей, колонну святого Марка и далекий остров Сан Джорджио:
Венеция

Переходим ко дворцу. Впрочем, с него надо было начать, поскольку собор открывается только к 10, а во дворец можно зайти в 9. Что и рекомендуется, поскольку еще не началась очередь. В любом случае, билет от http://www.veniceconnected.com/ дает право входа туда без очереди. Это другой билет, не путать с правом входа в собор. Во дворце находятся частные апартаменты дожей и огромные государственные залы совета Венецианской Республики. А также оружейная палата и, если заказать специальную экскурсию по "секретным маршрутам", можно посмотреть тюрьмы. Стандартный билет не дает права посещения всего дворца.
Венеция

Вход во дворец находится сегодня со стороны набережной, но раньше он был со стороны площади. Там сегодня, наоборот, выход, который называется "бумажные ворота" и над ним висит один из многочисленных крылатых львов - эмблема святого Марка, а также статуя дожа в характерной шапке.
Венеция

Дворец примыкает к собору и со внутреннего двора дворца не везде понятно, где заканчивается одно здание и начинается другое:
Венеция

Во дворец со двора ведет "лестница гигантов". На верхней площадке лестницы, среди прочего, проходили коронации дожей.
Венеция

Традиционный итальянский девайс для стукачей. Этот патент действовал с античных времен, преднзначен для сбора доносов и неоднократно встречается в Италии и других странах, бывших под влиянием Римской Империи. В рот статуи бросали доносы. Например, на злостных неплательщиков налогов. Ты, кстати, заплатил налоги, о благородный читатель?
Венеция

В парадные апартаменты дворца ведет "золотая лестница". Дальше внутри фотографировать запрещено, да и любительской камерой все равно не передать этой имперской роскоши. Среди прочего, там имеется гигантский зал государственного совета Венецианской Республики. В лучшие времена совет этот составлял 2000 представителей (кто там жаловался на 120 депутатов?). А потом вы спрашиваете, почему стучали на неплательщиков налогов... На стенах зала можно видеть огромную картину Тинторетто с изображением рая, одну из самых больших в мире, а также портреты всех дожей Венеции, за исключением одного, который пытался узурпировать власть, был казнен и его портрет закрыли покрывалом.
Венеция

Те, кто ожидали увидеть фотографию знаменитого "моста вздохов", по которому преступников вели на допрос и возможную казнь во дворцовые тюрьмы - вот вам, полюбуйтесь. Тлетворное влияние капитализма и западной коммерции. Эта часть фасада дворца находилась на реставрации. Лично у меня при таком виде на Мост Вздохов не возникло другой мысли, кроме "бобёр, выдыхай".
Венеция

Продолжаю длинный список трофеев, скоммунизженных Венецианской Республикой из Константинополя. Две колонны. Правда, их доставили чуть раньше того крестового похода, когда привезли лошадей. Была третья колонна, но упала в воду при разгрузке. На одной из колонн стоит статуя святого Теодора. Он был покровителем города до того, как этот славный пост занял святой Марк.
Венеция

На второй колонне сидит лев святого Марка. Лев, как вы сами догадались, тоже скоммунизжен откуда-то, об этом можно даже не писать. По разным предположениям, он то ли римский, то ли персидский, то ли чуть ли не дальневосточная Сингха, которой приделали хвост и крылья.
Венеция

При определенном ракурсе у льва можно заметить глаз. Место между колоннами пользовалось дурной славой в Венеции. Между колоннами стояли игорные столы, а также проводились казни. До сих пор для венецианцев проходить между колоннами - дурная примета.
Венеция

Площадь святого Марка, вид со все того же балкона собора. По бокам - здания прокураций, там сейчас различные оффисы, историческая библиотека и музей Коррер, кстати, очень интересный и лично мне он больше понравился, чем даже дворец дожей со всей его имперской роскошью (вход по тому же билету от veniceconnected, что и во дворец). В глубине площади раньше стояла церковь, но ее разрушили по приказу Наполеона, возжелавшего там перемычку с бальным залом. В кафе на площади вы можете приобрести кофе и булочку на остатки вашей зарплаты, а также покормить этой булочкой голубей.
Венеция

Часовая башня, вид тоже с балкона собора. На крыше расположен колокол, в который каждый час бьют статуи двух мавров. Откуда скоммунизжены статуи, вы догадаетесь сами. Непосредственно под ними очередной лев святого Марка.
Венеция

По преданию, создателям часов то ли руки отрубили, то ли глаза выкололи, чтоб никогда не смогли повторить ничего подобного. Но поскольку та же байка действует по поводу собора Василия Блаженного, а также Тадж-Махала, я не слишком в это верю.
Венеция

Кампаниле, та самая колокольня, которая возвышается над площадью и городом. Туда уже неохота было подниматься и туда тоже очередь. Как я раньше упоминал, башня упала в 1902 году, убив кошку. После этого ее восстановили. Если снова упадет, подозреваю, что следующей жертвой будет голубь.
Венеция

Ах да, голуби. В общем, эти птицы там везде. Я пытался сделать поиск в гугле, сколько примерно голубей живут на площади святого Марка. На вопрос how many, подсказка выдает такие темы как how many calories should i eat a day или how many jews in the world. На how many pigeons are there in st mark square я нашел упоминание о 130 тысячах, которые живут в центре Венеции. Сколько из них на площади, сказать затрудняюсь.
Венеция

Муниципалитет безнадежно борется с голубями и умоляет граждан не кормить их, я даже слышал о неком противозачаточном корме для голубей, но все бесполезно. Впрочем, без голубей площадь бы выглядела довольно странно.
Венеция

Как водится в таких местах, музыканты развлекают почтенную публику. Еще бы, при таких ценах и не развлекать...
Венеция

Дело шло к вечеру и через несколько часов предстояло покинуть сей прекрасный город. Отойдем от мирской суеты и обратим вновь наши взоры на морскую гладь, на которой покачиваются гондолки...
Венеция

Внезапно гладь затряслась и послышались ужасающие первобытные звуки, разрушившие всю романтику. К городу подходил гигантский океанский лайнер:
Венеция

Как говорится, учитывая размеры носорога, его плохое зрение - проблема окружающих. Жалкие ничтожные суденышки разбегались из-под ног, в то время как лайнер белым лебедем следовал вдоль берега...
Венеция

Обратите внимание на количество буржуазных обывателей, высыпавших на палубы со своими жалкими видеокамерами. Эти недостойные люди, наверное, могут позволить себе купить булочку на площади святого Марка.
Венеция

Через несколько секунд лайнер совершенно закрыл собой остров Сан-Джорджио, мир скрылся и небо свернулось как свиток. Затем этот рассадник капитализма гордо уплыл куда-то в океанскую даль.
Венеция

Вечер на площади Сан Марко. Дворец дожей в совершенно ином свете. Да, с погодой исключительно повезло...
Венеция

Вот они, плоды глобализации. Романтическое свадебное путешествие китайцев. Или японцев.
Венеция

Дальше я помолчу и предоставлю вам в тишине полюбоваться вечерними красками Сан-Марко...
Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Венеция

Все. До свидания, Венеция...

alex__kalex__k





Понравилось? Поделись с друзьями!