Кипр

4 января поехали с Олей в Ш-2, чтобы оттуда кипрскими авиалиниями отправиться в блиц-визит на Ближний Восток, то есть на Кипр.  Визит действительно получился очень блиц - долго соображали осенью, где бы провести часть новогодних каникул. А уж когда опомнились, из приемлемых для нас вариантов только Кипр и остался. Да еще в таком виде, что на Кипре нам довелось провести всего 2 полных дня. Впрочем, на безрачье и рыба рак.

Cyrpus Airways поразили двумя вещами: во-первых, на борту наливают бесплатно. И выбор достаточно широк, можно и виски, и водки, и джина, и кипрского вина попросить. Во-вторых, на борту показывают кино, а наушников к нему не дают. Виновато улыбаются и разводят руками, мол, нет такого добра у нас.
Полёт на Кипр занимает 4 часа - это столько же сколько на Мальту. Вероятно, могло бы быть и побыстрее и покороче, но кипрские авиалинии не летают над территорией Турции, вероятно из-за непростых отношений Республики Кипр с этой страной. В результате самолет делает неслабый крюк через Грецию.
В аэропорту Ларнаки на паспортном контроле мы протянули свои паспорта и распечатанные бланки про-виз. На эти бланки пограничники даже не взглянули - поставили штамп визы на 90 дней с одним въездом, и что приятно, не взяли за это никаких денег.
В отель Lordos Beach нас повезла представительница туроператора по имени Ирина. Она сразу вручила нам конверт с макулатурой про катание на осликах за 65 евро и прочими "экскурсиями" и осведомилась, в который раз мы на Кипре: "Первый? Тогда у вас наверное куча вопросов и вам нужна завтра встреча со мной". Мы сообщили, что арендовали автомобильчик, и никаких нам встреч в этой связи не нужно. К чести женщины, она закрыла тему с предложением каких-либо дополнительных услуг со стороны туроператора и очень интересно рассказала про рестораны вокруг нашего отеля. Прояснился и вопрос с такси. "Тут недорого. От отеля до Ларнаки вечером 22- 25 евро", - рассказала Ирина. Это при том, что ехать, максимум, 10 минут. Получается, что кипрское такси способно по дороговизне переплюнуть лондонское.
Перед началом поездки у меня почему-то сложилось впечатление, что наш отель стоит на каком-то адском удалении от любой цивилизации, и что добраться до общепита можно исключительно на автомобиле. Особенно тоскливой мне представлялась покупка какого-нибудь Guiness'а в супермаркете Ларнаки и его распитие под одеялом в номере.
К счастью, всё оказалось не так. Мест для еды и питья на удалении 5 - 15 минут от отеля оказалась масса. Кипр
Однако это не помешало нам провести автомобильную разведку и прокатиться на арендованном автомобиле до Ларнаки и обратно. Я сознательно выбрал Yaris с механической коробкой. После 1,5 лет сидения на автомате механика да еще с правым рулем - удивительный опыт. В общем полчасика покатались - посмотрели на набережную Ларнаки, где местные жители массово проводят свой вечерний досуг. В том числе проехали по участку, на котором расположены рестораны, получившие неплохие рекомендации в Lonely Planet.
Вернулись к себе, поставили машину на парковке и с подачи Ирины пошли в рыбный ресторан Pyla, где кроме нас из посетителей была какая-то кипрская семья человек из 15. В этом составе они предавались сдержанному веселью.
Мы попросили у рестораторов - старичка со старушкой рыбное мезе, говоря проще, ассорти. Рестораторы пояснили нам, что мезе в одном экземпляре они не подают. Дескать, невозможно подавать ассорти, включая туда по одной барабульке или по полкальмара. Неясным осталось, зачем включать в меню позиции, которые заведомо нужно удваивать. Мы пришли к компромиссу - заказали несколько стандартных позиций меню по полпорции. Получили барабульку, осьминога, кальмара, креветок и овощной салат. Заправка салата так благоухала бальзамическим уксусом и оливковым маслом, что мне захотелось его съесть вместе с тарелкой. Кроме того, помидоры в этом салате были выше всяких похвал - после таких покупать тепличные водянистые плоды без вкуса и запаха в наших супермаркетах просто преступно. Из рыбных позиций лучше всего оказалась барабулька. Осьминог мне показался пережаренным и потому жестковатым. Кальмаров я и так не жалую, а когда их делают в кляре, так не жалую 2 раза. Креветки, они и есть креветки, правда эти были большими. Запивал я все это кипрским пивом Keo - обычный лагер, всяко лучше дерьма, которое разливают российские пивные магнаты. Ужин обошёлся в 30 евро на двоих - по сравнению с Мальтой двухгодичной давности показалось как-то подороже.
Перед сном по дороге заскочили в паб Skylight, где за стойкой оказалась девушка то ли с Украины, то ли из окрестностей Ростова на Дону.
Кипр
"Приходите к нам завтра - у нас по вторникам караоке-дискотека", - посоветовала она. Мы, наивные, не предполагали насколько удивительной может оказаться эта самая караоке-дискотека. Выпили Guiness'а и чая и пошли спать.
ТВ-ящик в номере предлагал хороший выбор каналов. Я на одном из них нашёл "Черную книгу" на немецком языке и с удовольствием посмотрел с полчаса, понимая отдельные слова. После чего с не меньшим удовольствием уснул.

5 января

План на этот день созрел у меня давно. Хотел съездить в Фамагусту и на полуостров Карпаз, а точнее, расположенный на этом полуострове большой пустынный пляж с белым песком. Оля ничего не планировала, Lonely Planet  не читала и мне не возражала аж до самого Дипкарпаса. После хорошего завтрака - погода позволяла завтракать и на открытой терассе - выехали из отеля.
Перед Фамагустой решили заехать в Пилу - деревню, имя которой гордо носит рыбный ресторан, где мы были накануне. Пила (ударение на первом слоге) - одно из немногих мест  на Кипре, где греки и турки позволяют себе жить вместе. Формально деревня расположена в Республике Кипр, но уже где-то за километр до въезда дорожные указатели сообщают о приближении к буферной зоне, контролируемой ООН и запрещают фотографировать.
Ключевое место в Пиле - небольшая площадь, на которой соседствуют 2 кофейни. На одной висит красно-белая вывеска на турецком языке, на другой - сине-белая на греческом. Рядом - наблюдательная будка, в которой мы заметили ооновского миротворца то ли из Хорватии, то ли из Словении. В 10 метрах от будки вывешено еще одно большое предупреждение, что фотографировать здесь ничего нельзя. Миротворцам, похоже, действительно было,  что скрывать. На веревке за будкой сохли в большом количестве миротворческие трусы и носки. Осмотром трусов изучение Пилы закончилось, и мы тихонько двинули к Фамагусте.
Дорога к Фамагусте проходит через примечательное территориальное образование под названием Британская суверенная зона. (Dhekelia SBA). Про неё подробно и интересно написано здесь. Трасса временами с одной, временами с обеих сторон обнесена колючей проволокой. За проволокой - типичная для военных частей картинка: казармы, ангары, автомобильная техника на открытых площадках. Рядом с одним из въездов в SBA мы заметили знак с указанием частоты местной FM-радиостанции BFBS - 95,3. Мы тут же настроились на эту частоту в надежде послушать какой-нибудь англоязычной музыки. За предыдущие несколько часов кипрско-греческие мотивы в эфире изрядно поддостали, а другая станция на английском языке 106,3 стала давать очень дерьмовый сигнал.
BFBS почти не обманула. Англоязычная музыка действительно зазвучала, но каждая песня предварялась словами типа "А сейчас передаем привет такому-то парню, который тянет свою лямку в Афгане". В общем, настоящая "Полевая почта Юности". SBA тянется до самой границы с Северным Кипром, там есть даже пара постов с британскими часовыми. Фотографировать, разумеется, везде запрещено.
Граница с Северным Кипром представляет собой набор будок. Из республиканско-киприотской (греческой) никто не выходит и никаких препятствий к проезду нет. К турецким будкам надо подойти с паспортом, чтобы получить вкладыш с печатью "Въезд" и купить за 20 евро страховку на машину, если её нет. Страховка специально для Северного Кипра и покупать её обязательно. Пограничники Северного Кипра произносят традиционные для турков Hello, my friends!
Первое заведение на Северном Кипре в районе Фамагусты - самое настоящее шапито, то есть, цирк. Дальше всё получилось достаточно просто - ехали по главной дороге, никуда не сворачивая, въехали в город и добрались до кругового движения  с памятником Ататюрку. На круге съехали, кажется, на втором повороте и въехали в старый город. В старом городе сразу у ворот с правой стороны нашлась бесплатная парковка. Походили по Фамагусте пару-тройку часов. Город когда-то был центром кипрской вселенной, но сейчас меня не впечатлил. Из забавного лишь улица Истиклаль, и переделанный в мечеть какой-то неправославный собор.
Кипр
Общее впечатление - Турция она и есть Турция.
Выезжали из Фамагусты, наверное, около часа - наугад искали дорогу на Карпаз.
Далее двинули на Карпаз, отслеживая на указателях надпись Dipkarpaz. Это населенный пункт, после которого на Карпазе заканчивается проводное электричество. Путь оказался, мягко говоря, дольше, чем я рассчитывал.
Кипр
По дороге еще заехали поесть - мужчина-ресторатор подал удивительно простое и вкусное овощное ассорти. Никогда бы не подумал, что капустные кочерыжки, морковь, сырая цветная капуста и сельдерей могут быть такими аппетитными. Кипр
Помидоры в этом заведении оказались просто чемпионами по вкусноте. А вот осьминог в овощном соусе вообще не впечатлил.
Далее пилили до Дипкарпаса еще часа полтора, и стало ясно, что засветло туда не попадаем. А затемно там нечего делать. Я честно боролся до конца. В одном из населенных пунктов уточнял у местных жителей дорогу - услышал реальный диалог контрабандистов из "Бриллиантовой руки". Страсти у них там в момент выяснения, как ехать правильно, кипели нешуточные. После этого на дороге стал попадаться один автомобиль в 10 минут. С наступлением сумерек оказались в Дипкарпасе. Чудом наткнулись в этой глухой деревне на человека, говорящего по-английски. По его наводке еще попробовали добраться до пляжа. Я окончательно сдался, когда после очередного поворота на деревенской улице (а Дипкарпас очень большая деревня) дорогу нам преградили 2 барана.
Обратно минут 40 ехали по серпантину без единого фонаря, а потом выехали на трассу к Фамагусте. Северно-кипрский пограничник сильно удивился, когда я рассказал ему, что мы успели съездить в Дипкарпас и обратно. Греческий пограничник тоже высунулся из своей будки и уточнил, каким образом мы въезжали на Кипр (не через Север ли) и не накупили ли мы на Севере барахла на сумму больше 250 евро.
В Ларнаке поужинали в какой-то кебабной - очень вкусно и как-то на удивление бюджетно. В завершение вечера зашли в Skylight. При этом Оля до последнего сомневалась, нужно ли ей идти пить Guiness на караоке-дискотеке, о которой нас предупредили накануне. Когда мы открыли дверь паба - все сомнения о целесообразности визита рассеялись. В пивной, где накануне кроме нас был еще один какой-то человек, яблоку негде было упасть. Все столы заняты, у стойки не протолкнуться. На небольшой сцене какой-то чувак в караоке пел Patience Guns'n'Roses. Либо я не был у нас в правильных караоке, либо одно из двух. Певец ни разу не слажал и произвел очень сильное впечатление. На смену ему пришёл безногий негр на костылях - тот запел неизвестную мне песню как на студийном альбоме. Потом появился молодчик, который отлично спел Falling in Love. На каждой песне Оля приговаривала: "Это подсадные". Фаворитками вечера оказались участницы битвы имени Селион Дион. Высокая девушка в теле, виртуозно заламывая руки, блестяще спела I Am Your Lady. За ней появилась маленькая тайка, которая и руки заламывала лучше и спела еще круче It's All Coming Back to Me Now. Пораженные до глубины души мы ушли спать.

6 января

Утро этого дня началось с визита в Ларнаку, где Оля накануне вечером присмотрела себе несколько вариантов для покупки обуви. О возможных проблемах с покупками 6 января нас предупредила Ирина ещё по дороге из аэропорта. 6 января в Республике Кипр какой-то великий праздник. И оказалось, что в этот праздник закрыты все магазины, включая продовольственные и аптеки. Открытыми были только лавки по продаже алкоголя.
В глубоком разочаровании двинули в сторону Никосии. Добрались до города минут за 40 и сразу стали искать пропускной пункт на Север. Я почему-то предположил, что переход находится прямо в старом городе, и на тщетные поиски перехода мы потратили минут 30. Наконец, я догадался глянуть в Lonely Planet, и мы отправились на поиски места, в котором переход находится на самом деле.
Контрольно-пограничный пункт в районе Никосии оказался сильно оживленнее пункта у Фамагусты. Перед нами даже обнаружилась очередь из 4-5 машин. В остальном всё то же Hello my friends, штампы "Въезд" в листочки и проверка страховки.
На северной стороне угробили около часа на поиски въезда в старый город. Там припарковали машину под знаком "Стоянка 15 минут" и на пару часов отправились бродить по северной части Никосии. Город оказался поинтереснее Фамагусты. Самое привлекательное - мечеть Селемие и её окрестности. Это бывший собор Святой Софии. Прямо как в Стамбуле по названию, но совсем другой по виду.
Кипр
Второе интересное место - бывший караван-сарай Буюк Хан, в котором теперь сосредоточены сувенирные лавки. Разумеется, с самыми высокими ценами в северной Никосии.
Отправили с почтамта пару открыток в надежде, что их получатели увидят штемпели непризнанного государства Северный Кипр и выехали в Кирению. По дороге любовались огромным флагом Северного Кипра, нарисованном на склоне горы. Через полчаса оказались на месте. По мне, Кирения - самый красивый и очаровательный город Северного Кипра. По пути на набережную очень напоминает Брайтон.
На набережной какие-то ухари пытались предложить нам наркотиков. При чём, я как-то расслабился и даже не понял, чего им надо. Ситуацию позже мне прояснила Оля. После прогулки по набережной поели в какой-то смешной кебабной. Во-первых, на стене было большое количество фотографий шеф-повара, который нам сам все и подавал. Шеф-повар обнимает своих подопечных, шеф-повар держит решетку с мясом на мангале, шеф-повар шурует каким-то ножом.
Во-вторых, за столом организовалась какая-то странная сходка. Сначала два человека рассматривали и обсуждали свежекупленный телефон Nokia, а во время их разговора за стол присаживалось еще  пятеро молодчиков разных возрастов. Все с прическами как у Таркана, залитые гелем от головы до пят.
После еды еще раз вышли на набережную, на последние турецкие лиры выпили прекрасного кофе по-турецки, купили турецких сладостей и двинули в Ларнаку.
Кипр
В Кирении среди прочего заметил магазин Benetton и банк HSBC. Не очень понял, каким образом работают эти компании в непризнанном государстве. Впрочем, британцам эта непризнанность похоже сильно до одного места. В той же Кирении есть неслабый офис какого-то британского агентства по недвижимости, а все цены на эту недвижимость обозначены исключительно в британских фунтах.
Обратный переход в Республику Кипр в районе Никосии у республиканско-кипрских пограничников вообще не вызвал никакого интереса. Не выходя из будки, махнули нам рукой - "Проезжайте".
На пути в Ларнаку немного заплутали, дав крюк километров в 10. В Ларнаке легко поужинали в ресторане Aquafront, получивший неплохие рекомендации в Lonely Planet. Самое достойное в этом ресторане - настоящие камины. Участок набережной, на которой стоит Aquafront очень напоминает аналогичную набережную в мальтийском Марсашлоке. Правда, в Марсашлоке есть тихая гавань и обилие цветных лодок. После Аквафронта отправились в отель. Перед сном традиционно выпил пару "Гинессов" в Skylight.

gromozzzekagromozzzeka

Понравилось? Поделись с друзьями!