Часть 2. От Гаваны к западным провинциям
Рано утром рванули из Гаваны на запад Кубы, в Пинар дель Рио. В первый день побывали в Лас-Террасас и Сороа. Посетили популярный экологический отель, осмотрели кофейную плантацию и сад орхидей. На мой взгляд, природа на западе Кубы необыкновенно красивая.

Первая остановка нашего маршрута - Кафеталь Буэна Виста - восстановленная для туристов кофейная плантация. Кофе здесь не производят, только дают возможность посмотреть, как это делалось раньше. Такой своеобразный музей под открытым небом. Довольно интересно. Здесь можно увидеть, как сушили кофе (на первом фото), как очищали и мололи (на втором), как защищали от дождей.

Сохранились даже комнаты рабов на склоне горы - сложно представить, что в таких условиях могли жить люди...

В доме управляющего теперь ресторан. Обслуживает видимо большие группы туристов, мы трое их не заинтересовали.

Следующая остановка - экологический отель Ла Мока очень популярный у европейцев. Он расположен в горах, в нескольких десятках км от моря. Говорят, что когда отель строился, природу старались не нарушать - так что можно получить номер, через который проходит ствол дерева.

Снимок ниже сделан от ресепшен отеля - вид на озеро Сан Хуан. Довольно небольшое озеро... по нашим меркам - с деревенский прудик.

Спустились к озеру...

Потом побывали в Сороа. Полный провал :-) Путеводитель пишет, что самое интересное здесь сад орхидей. Допускаю… но, наверное, для тех, кто в садах таких раньше не был. Цветущих растений крайне мало, а то, что цветет - весьма популярные виды. Правда история о том, что раньше этим садом владел богатый испанец, который привозил сюда разные растения в память о дочери, которая умерла при родах, трогает. На второй фотографии ниже симпатичный  вид с террасы его особнячка (в котором теперь тоже ресторан).

На осмотр этого сада уйдет максимум 15 минут. Сначала вверх по этой тропинке, потом дойдете до особнячка, по пути загляните в пару теплиц с банальными орхидеями, и вниз к парковке. За посещение берут какую-то неадеватную плату (уже не помню сколько), за пользование фотокамерой надо еще доплатить. В общем, ехать сюда из-за 15-минутной прогулки, имхо, не стоит.-

А вот супруг так на солнце умаялся, что орхидеи его уже не интересуют:

Еще одно странное место в Сороа это водопады Эль-Сальто, которые "нисколько не утратили былой красоты" (путеводитель). Красоты мы не увидели, только местных, сидящих на этих водопадах, высотой 2 метра, так плотно, что напоминали стаю бандерлогов. Короче зрелище скорее прикольное, чем красивое.

В тот день была суббота, и народу в этом месте было очень много. Все это кубинцы, думаю сюда иностранцы не ездят… В общем странное место.

К тому же мы изрядно помучились с «парковкой», если можно так назвать лужайку в лесу. Зато увидели там много красивых старых машин, вот таких.

Ближе к вечеру поехали в Пинар-дель-Рио искать жилье. В этот раз с ним не было никаких проблем. Приличная касса, за 25 долл в сутки получили комнату с двумя кроватями, душем и туалетом.
Городок не отличался от других кубинских городов и тоже был весьма обветшалый. Даже страшно подумать, что с ним стало после урагана, который обрушился на Пинар, как только мы улетели домой… Судя по репортажам Евроньюс ничего не осталось, но все же надо делать скидку на страсть журналистов к преувеличениям.

Вечером сходили в местное варьете. Их на Кубе всего два, второе – известная на весь мир гаванская Тропикана. В Тропикане не были, а это (под почти полиграфическим названием - Румайор) оказалось уровня школьной самодеятельности. Девочки даже на перья себе еще не заработали. Зато вход туда мужчинам только в рубашках и брюках, пришлось мужу одолжить у гида рубашку. Фотографировать и снимать видео запрещено. Их можно понять. Такое можно посмотреть только один раз… Когда вышли я вежливо осведомилась у Володи (чтобы ненароком не обидеть, может для кубинца это мега-шоу), как ему представление. Ответ был неожиданным, но лаконичным - "Говно и танцоры пидарасы". Очень точная характеристика данного заведения. Впоследствии для нас это выражение стало "крылатым".

С утра пораньше отправились в Виньялес. Мне, как любителю природы, этот день показался самым интересным и насыщенным. Здесь чудесные долины и потрясающие горы, которые называются моготе, а в целом местность описывается в путеводителе как карстовый ландшафт.

В путеводителе подчеркивается, что подобный горный ландшафт можно увидеть только в соседних Пуэрто-Рико и Ямайке, а также на юге Китая и в карстовой зоне на Далматинском побережье Хорватии. Однозначно стоило посмотреть, коли оказались на Кубе. Это замечание к тому, что самостоятельные туристы чаще ездят от Гаваны на юг и юго-восток, в сторону Тринидада, и гораздо реже на запад.

Нравится пейзаж? Еще бы! Европейцы специально приезжают сюда, чтобы полюбоваться на такую красоту. Для них тут построен еще один экоотель, его номера стоят прямо на склоне горы, так что любоваться видами жильцы могут прямо с веранды своего номера.

Начитавшись в путеводителе про пещеры, я стала уговаривать Володю свозить нас хотя бы в одну из них. В итоге он привез нас в Санто-Томас, где можно было взять двухчасовую экскурсию по цепочке пещер. Сам он признался, что не любит сюда возить туристов, потому что сначала нужно дожидаться, когда будет набираться группа (мы ждали часа полтора), потом ждать, пока она вернется. Так в бездействии на жаре для него проходит почти полдня. Хорошо гамак с собой, главное найти тенистое местечко, что не просто, когда вся тень уже занята...

Группа набралась из испанцев, кубинцев, двух французов и нас - двух русских. Гид Майк - мега человечище, переводил для нас с французами на весьма приличный английский (за всю поездку единственный, хорошо владеющий этим языком). Экскурсия длилась 2 часа.
Тем, кто любит лазить по пещерам, советую посетить это место. Важно! Тщательно подбирайте для этой экскурсии одежду и обувь. Пещеры мало приспособлены для туристов – нет лесенок и поручней, придется лазить по веревкам в полной темноте, не видно куда ставишь ногу, камни сырые, можно поскользнуться и улететь вниз (страховки никакой). В пещерах очень влажно и не холодно. Еще совет - берегите камеру на спусках и подъемах :-)
После подготовительной беседы, нацепили снаряжение и пешком отправились в горы.

Всего с группой два человека. Один экскурсовод, тот самый Майк, второй молчаливый такой (вон он сидит вверху) на подстраховке. Был замыкающим - чтобы никто не потерялся. Начинаем спуск.

Это Майк. Его отличает газовый фонарик. А у нас на касках дешевые - светодиодные. В первый раз я почувствовала, как мы были правы, что перед Кубой купили хорошую зеркалку. Я могла делать снимки в полной темноте, т.е. щелкала практически наугад в ту зону, где стояли люди. Более менее освещенным был только Майк.

Тропинка вилась, в пещерах множество ответвлений, мы то поднимались вверх, то спускались вниз. На этих снимках моя камера решила от себя добавить спецэффектов, для убедительности :-)

На этой штуке Майк, как на барабане, сыграл нам мелодию сальцы. Удивительный звук. Металлический. Мы все тоже постучали.

Углубляясь все ниже и ниже мы наконец достигли своей конечной цели. Чудесная стена с кристаллами. Руками не трогать!

Здесь нас собрали в кучу и попросили погасить фонарики. После этого Майк и его помощник тоже погасили свои. Мы стояли в полной кромешной тьме и молчали, пока Майк нам вещал, что именно сейчас мы можем почувствовать, как себя чувствуют слепые люди. Хорошо не смотался, вот бы был сюрприз на прощание... Не знаю, как остальным, но мне стоять глубоко под землей в полной темноте было жутковато.

Потом нам разрешили включить свет и мы отправились назад, более короткой дорогой. Посещение пещер доставило массу положительных эмоций! Я и до этого была в других пещерах, в том числе в огромных сухумских, но все же это место просто необыкновенное! Возможно, подкупает и то, что они практически нетронутые. За два часа блуждания в потемках просыпается какой-то исследовательский интерес.

Далее мы поехали к другой пещере - Куэва-дель-Индио. Как говориться - почувствуйте разницу. Это чисто туристическое место. Сначала надо пройти через проход сотню метров пешком - в пещеру проведен свет, а под ногами ступеньки, потом ступеньки спускаются к воде - надо подождать моторную лодку. Экскурсия на лодке по подводному озеру длиться 5 минут. По дороге экскурсовод показывает на сталактиты и говорит - вот этот справа похож на бутылку шампанского, вот этот - на утку, вот этот на курящего индейца, а вот крокодил. И тут бац, вы уже на открытом воздухе. Ну а что вы хотели за 5 кук... Здесь толком не получилось ничего снять, т.к. лодка двигалась быстро и все смазывалось. Ну вот как-то так.

Вот отсюда мы выплыли:

Зато природа в этом месте просто потрясающая! Необыкновенно красивые деревья, на их ветках расположились орхидеи и лианы, ну прямо как в ботсаду! Ради этого парка я не пожалела, что сюда заехали.

Ну вот. У Володи полетел стартер. Это реальная проблема на Кубе. Если не найдет, будет покупать новую машину. Пока же стартером поработал мой супруг. Запросил не дорого - 5 кук ;-)

После пещер мы изрядно проголодались, и Володя нам преподнес настоящий подарок - завез нас в деревню к своей знакомой, которая держит «подпольную»кухню. У них как раз был подстрелен дикий кабанчик. О, это был праздник живота! Сочный кабанчик гриль и море авокадо (вкуснее, чем на Кубе я авокадо еще не встречало). Вообще, с питанием на Кубе не очень и т.к. наши кубинские похождения уже подходили к концу мы изрядно стосковались по хорошей и сытней еде. Довольные и сытые по дороге назад (машину, чтобы завелась, толкали всей деревней) в Гавану мы сладко дремали в машине.

Вот так насыщенно прошли наши два дня на западе Кубы. "На сладкое" нам оставалась Гавана, а далее - путь на Ямайку, на заслуженный отдых :-)

Понравилось? Поделись с друзьями!