В Гавану мы с супругом прилетели поздно вечером. В аэропорту встречал Володя (наш гид со своим автомобилем), чтобы отвезти на первую касу (casa particular - частные апартаменты, проще говоря - частный сектор) на Прадо, 20, где нам было положено провести одну короткую ночь, перед тем, как осваивать остров. На улице душно, воздух влажный, липкий... да, к такому климату надо привыкнуть... Погрузились в старенький "пыж", едем. Кругом темно, слишком темно, на дороге ямы. Обсуждаем – а ведь мы хотели арендовать автомобиль самостоятельно, вот бы покатались...

После двенадцати часов, проведенных в самолете, плохо соображаем. За 30 долл получаем убогую комнату 5 кв.м с такой же убогой и очень узкой для двоих кроватью, комковатым ватным матрацем и застиранным бельем в катышках. Туалет где-то направо по коридору. Мысленно "благодарим" русскую кубинку Любу, которая за две недели до поездки вызвалась нам помогать с бронированием и нашла эти роскошные "апартаменты" и валимся спать. Сна было три-четыре часа. Спать вообще невозможно. И не только по вышеперечисленным причинам. Как можно спать, когда перед нами великие открытия. Мечта сбылась! Мы на Кубе!

С пяти утра коротали время на балконе фотографируя Гавану в лучах восходящего солнца.

Конечная точка маршрута первого дня - город Сьенфуэгос. Забегая вперед скажу, что мне он показался самым красивым и опрятным из всех увиденных городов Кубы. А может это просто эффект первого впечатления... Итак, поехали.

===

Сведения о предстоящем маршруте мы в основном черпали с хорошо известного в сети форума самостоятельных путешественников Винского. Поэтому первую остановку сначала хотели сделать на Плая Ларга, где по утверждению форумчан можно было отлично провести время и переночевать. На наше предложение там остановиться наш гид покрутил пальцем у виска и сказал, что делать там вообще нечего, а ночевать вообще бредовая идея. И как оказалось, был совершенно прав. Впрочем, за эту поездку нами было развенчано много мифов касательно Кубы, которые на форуме подаются как проверенные факты.
Что касается Плая Ларга, то это полудикий (и довольно грязный) пляж с бултыхающимися в море и сидящими под деревьями кубинцами. Карибское море везде невероятной красоты, но у меня желания купаться не возникло, а муж окунулся "для галочки", все же первый раз подъехали к морю.

Следующая точка маршрута - Плая Хирон. Ну, такое место разве можно пропустить советскому человеку, пусть и бывшему! На поверку - довольно уныло. Два танка, два истребителя на улице и полюжины стрелкового оружия в музее, состоящего из двух залов. Плюс жара страшная.

Едем дальше. Виды за окном пока не очень, растительности не много. Довольно часто встречаются автобусы, перевозящие местных.

Сделали остановку, чтобы поплавать с масками. Никакого населенного пункта рядом нет, просто дайверская точка. Море очень нежное, теплое и чистое. Кораллов и рыб не много. Фотографий сделать не успели, т.к. прямо в воде нас накрыл буквально тропический ливень.
Во второй половине дня добрались до Сьенфуэгоса. Очень красивый городок. Здесь нет автобусов, люди передвигаются либо на своем авто, либо на повозках с лошадьми, сначала мы решили, что это вид развлечения туристов, оказалось - общественный транспорт.

В Сьенфуэгосе приятно пройтись по набережной, вдоль нее - красивые здания, в числе которых дача Фиделя (на которой он уже давно не был) и бывшая летняя резиденция Батисты (на фото), генерала-диктатора, свернутого революцией.

В центре главной площади памятник Хосе Марти, идеолога революции. Его памятники встречаются на Кубе также часто, как в СССР - Ленин. А вот Фиделя нигде не встретишь. "У нас нет культа личности" - сообщает гид.

Правительственное здание на центральной площади.

На улицах Сьенфуэгоса

Вечером гид нас свозил на подпольную кухню, где нас сытно и совсем недорого накормили лобстерами. Вообще всю поездку мы ели в таких подпольных местах или на касах – в рестораны (которые принадлежат государству и в которых, по словам Володи, совсем не гуманные цены и нищенский ассортимент) мы не ходили. Заглянули в магазин. Выбор очень однообразный, но ром нашелся без проблем :-)
Переночевали на очень симпатичной касе, со старой колониальной мебелью, своим входом и отдельным санузлом. За проживание с завтраком отдали 25 долл. Выехали рано утром, пока не стало очень жарко.

Город потихоньку начинает просыпаться…

Из Сьенфуэгоса двинулись в Тринидад - "город-музей колониальной архитектуры, объявленный ЮНЕСКО достоянием человечества и памятником культуры мирового значения" (цитата из путеводителя). По карте кажется расстояние небольшое, но это не так, т.к. дорога шла вдоль морского побережья и все время петляла.

По пути нам встретилось много публичных пляжей, заполненными кубинцами (как на фото). Первый раз встречаю народ, который живет у моря-океана и так любит купаться. Возможно, просто других развлечений у них нет... Мы тоже остановились пару раз, но не на песчатом пляже, а на каменистом, без людей, где сразу можно уйти на глубину, чтобы поснорклить. Кстати, наши ожидания от снорка не оправдались. Мы думали на Карибском море рыб не меньше, чем на красном, оказалось нифига. Рыб мало, кораллов мало, местный подводный мир быстро начинается приедаться. Может дайверы сюда ездят, чтобы разглядывать останки затопленных пиратами кораблей? В общем, в этом вопросе нас ждало некое разочарование, т.к. лежать на пляже и купаться мы не любим вообще, а вот плавать с маской можем часами. Особенно мой супруг.

Что вам рассказать про Тринидад... В Тринидаде нас как-то накрыло. Видимо стали внутренне перестраиваться по времени, да и жара действовала. Мы там были два дня, а сказать, чтобы прямо этот "город-музей" нам запал в душу - не скажу. Днем адская жара, что мозги плавятся, к вечеру - ливни. Гид сказал, что т.к. этот город под защитой Юнеско, то его центр нельзя реставрировать, так вот этот центр - настоящие развалины. Из-за погоды я их не фотографировала, так что показать могу только близлежащие к нашей касе улицы.

Вот такой ливень зарядил на второй день! Была такая гроза, что до ночи половина города сидела без электричества. А пересохший фонтанчик быстро наполнился водой.

Больше всего в Тринидаде мне запомнились танцы под открытым небом. Сальца - очень зажигательный танец, сексуальный, яркий - смотреть одно удовольствие. Мне казалось, что вечерами на площадку, где выступала местная группа музыкантов, стекался весь город. Она расположена на широкой лестнице, посередине, с одной стороны бар со столиками, с противоположной - музыканты, в центре танцуют. Народ (кому не хватило столиков в баре) садился прямо на лестницу, и смотрел на танцующих, как с амфитеатра, кто-то просто стоял. Сходить на танцы я бы посоветовала всем, кто будет в Тринидаде. Особенно забавно следить за осмелевшими европейками, которые приглашают кубинцев.

В Тринидаде мы остановились на два дня, чтобы хорошенько исследовать окрестности. Запланированы были: пляж Анкон, плантация Валье-де-Сан-Луис и два водопада (названий которых я уже не помню). Начали с водопадов и сначала поехали на тот, что побольше, но на полпути машина откзалась везти нас в гору и встала. Проторчали час на серпантине, пока наш Володя при помощи гаечного ключа и такой-то матери пытался ее уговорить ехать дальше. В итоге решили, что не судьба и поехали к другому, что поменьше. Водопад оставил смешанное впечатление. Судите сами - с одной стороны, чтобы его увидеть, надо было по жаре карабкаться в гору 3 км, что мягко выражаясь утомительно. А при рассмотрении оказалось, что это в общем-то маленький, рядовой водопад, а не Водопад, что мы ожидали увидеть.-

С другой - огромное удовольствие окунуться в его прохладную пресную воду, после утомительного подъема. Муж еще нашел прелесть в том, что вместе с местными стал прыгать в глубокий водоем, образованный водопадом, с трехметровой высоты. И еще один сюрприз - если подплыть под водопад, за ним можно было найти средних размеров пещеру с летучими мышами и сталактитами, с которых капала вода. Вылезти на сушу в ней было нельзя - отвесные стены, и несмотря на то, что внутри было очень интересно, все же и жутковато одновременно.

Накупавшись в водопаде отправились на пляж Анкон, о котором мы прочитали массу позитивных отзывов на форуме Винского, как о самом лучшем пляже Кубы со стороны Карибского моря.
Пляж Анкон я не снимала, все же, если идешь на публичный пляж и собираешься купаться, ни к чему брать с собой камеру, особенно в такой вороватой стране, как Куба. Что-то даже ничего не хочется писать про этот пляж, потому что он никакой. Стоит один отель "в чистом поле", местная сочинская "Жемчужина". Пляж с белым песком, на который пускают только иностранцев. Если нет браслета "все включено" на руке, лежаками пользоваться нельзя. На берегу нет ничего, даже воды не купишь, хотя отель можно посетить - мы вот зашли и полотенце купили втридорога :) Как я уже сказала, на лежаках лежат сытые алеманчики с браслетами, а вокруг на песке иностранцы, что приехали из Тринадада. Зато в воде кубинцев полно! Им же запрещено заходить на пляж , но плавать-то в море никто не запрещает. Вот и торчат у берега черненькие головы и стоит войти в воду, бросаются к тебе и предлагают сигары, лобстеров, девочек. Вот такой отдых.
Реакция на все это - какое счастье, что я не купила номера в этом отеле на 5 дней, когда планировали эту поездку! А ведь были такие мысли. Короче минут 30 поболтались на волнах, море было с какими-то противными водорослями, повалялись на солнце и пошли будить нашего гида Володю, который только пристроил свой гамак между деревьями и завалился подремать.
На следующий день отправились в Валье-де-Сан-Луис, о котором в нашем путеводителе написано, что она была включена в список всемирного наследия Юнеско за уникальную роль в истории страны. Здесь были самые плодородные на кубе плантации сахарного тростника. Сохранился дом плантатора и наблюдательная вышка высотой 45 м.

Вероятно, вы уже заметили, что я пока особо не выражала больших восторгов по поводу увиденного. Все потому, что и уже упомянутые выше форумчане Винского и наш путеводитель National Geographic Traveler своими восторженными отзывами несколько завысили нам планку ожиданий, и она, увы, никак не увязывалась с нашим личным восприятием кубинской действительности. Вот, например, путеводитель пишет: "У подножья башни торгуют кружевами". На самом деле это довольно грубо сделанные скатерти, более похожие на вывешенное на просушку застиранное белье... А на рынке Тринидада среди этих «кружев» так вообще чувствуешь себя, как в квартале прачек.

Перед поместьем лежит вот такой ржавый разбитый чан для вываривания сока тростника (чтобы получить сахар).

Поместье одноэтажное и очень скромное, 1845 года постройки, его правая половина отведена под музей, левая - под ресторан. Если пройти прямо – выйдешь во внутренний двор. В музейчике вот такая познавательная картина висит, как на втором фото.

Во внутреннем дворике коптильня ресторана и вот такое вот старое устройство для получения сока из тростника. Правда оно не работает.

Посмотреть как выжимают сок и попробовать его можно в другом месте (на выходе) за местные песо. Пить надо быстро, т.к. сок окисляется и становится коричневым - как это влияет на вкус мы не знаем, не стали ждать. На вкус: тростниковый сахар разбавленный в воде, а что собственно мы ожидали? Весь стакан я пить не стала, сделала глоток. Мало ли что, вдруг желудок не примет :-) Тем более выглядит все как-то не совсем гигиенично...
А вот сам процесс. Выжимает:

Наливает:

Жилье в Тринидаде было такого плана: спальня с отдельным санузлом плюс большая (метров 28) гостиная/кухня с большим обеденным столом, личным холодильником и электроплитой. Гостиную мы делили с парой итальянцев, т.е. у нас с ними был общий вход в гостиную, а дальше их комната направо, наша налево. Завтрак подавался в уютном внутреннем дворике. Весьма сытный. Платили тоже 25 долл в день. Среди членов семьи есть старичок, который работал с русскими и мог изъясняться на нашем языке. Это было здорово, т.к. языковая проблема на Кубе, это действительно Проблема. Английский здесь никто не учит – все говорят на испанском. Даже чтобы объяснить хозяйке, что мы хотим на обед, нам приходилось вызывать Володю, чтобы он нам переводил (он русский кубинец). Языка жестов кубинцы вообще не понимают (и что самое страшное, страсть, как любят потрепаться за жизнь), мы пытались и писать, и рисовать, и пальцем тыкать – не хотят даже вдумываться. Начинают балаболить, либо произносить слова более четко и громко, как будто нам это поможет догадаться. Смешные :-)

Утром попрощались с гостеприимной хозяйкой и отправились к атлантическому побережью – островам Коко и Гильермо. По дороге заехали на смотровую площадку - красотища! Природа на Кубе - что надо! И мы тогда еще не представляли, что перед нами откроются еще более красивые пейзажи (о которых во второй части).

Так как на островах жилья снять нельзя, их большая часть пока дикая, и есть только несколько дорогих отелей мы решили остановиться в ближайшем населенном пункте - городе Морон, который находится 70 км от островов. Здесь за 25 долл мы нашли двухкомнатный номер на втором этаже с прихожей и своим санузлом. Хозяйка здесь просто великолепный повар, все, что она готовила, было просто восхитительно! Все-таки плюсы персонального гида очевидны! Он всегда знает, где уютно поселиться и вкусно пообедать, где купить настоящие сигары и ром.… Ну и конечно превосходно знает маршрут и сам возит. На фото мы выгружаемся из машины.

Сам городок ничем не примечательный. Одно- двухэтажные домики в колониальном стиле. Вот пара фотографий для общего представления.

Побросали вещи и тут же отправились на острова Коко и Гильермо, чтобы окунуться в атлантическом океане. До нашего места назначения - Кайо Гильермо (гид сказал, там можно понырять) 120 км. По дороге мы еще раз сломались, пришлось постоять на трассе часок. Трасса, как туннель - слева и справа мангровые заросли, туда в тенёк не залезешь, а стоять на дороге жарко...
Чтобы попасть на острова, надо проехать через контрольный пункт, показать паспорта (раньше кубинцев туда вообще не пускали), заплатить денежку за проезд. К Кайо Коко ведет длинная насыпная дорога - справа море, слева море. Очень красиво.

Я еще в Москве в путеводителе прочла, что здесь водится самая большая популяция фламинго. Ну, думаю, где-нибудь в кустах отсиживаются - еще найти надо. Нет, действительно, и справа и слева пасуться себе, красавчики.

Вообще я практически всю дорогу держала камеру наготове, но пропустила один уникальный кадр. Когда мы проехав Коко доехали, наконец, до острова Гильермо и свернули на грунтовку, то сразу за поворотом наткнулись на здоровенную игуану, наверное метр длинной (если считать хвост). Мы аж онемели, какая она была красавица! Но о том, чтобы выйти из машины (я была на заднем сидении) и подобраться к ней и сфотографировать и речи не было. Она постояла пару минут, а потом важно потрусила в кустарник.
Ну а когда подъехали к бухте, аж дух захватило от той красоты, что мы увидели. Вода была раскрашена разными цветами, и никого вокруг, куда бы не бросили взгляд. Только рыболовецкое судно на горизонте.

Море было такое чистое, такое теплое, такое ласковое, что мы проплавали в нем три часа, не вылезая. (Даже Володя наш искупался). Сначала мы поплыли с масками и были поражены крупными красными морскими звездами и раковинами на дне. Потом они нам поднадоели, потому что кроме них в море вообще больше ничего не было! Белый полупрозрачный песок и на нем звезда, раковина, звезда, раковина, звезда, раковина и так без конца. Тем не менее, заплыли мы далеко, до другой бухты, где выход был песчаный, а подъезд к ней с острова был неподступный - отвесный обрыв. Тут мы сняли свое снаряжение и просто качались на волнах. С неохотой отправились назад - думали, Володя нас уже похоронил :-) и по дороге встретили молодое коралловое поселение, там сидели ежи морские, несколько рыбок и приличных размеров скат. Такой подарок нам сделал Гильермо на прощание. На фото разбитая раковина, которыми усеян весь берег (похоже их ловят и едят).

На следующий день мы уехали из Морона и направились к мемориалу Че Гевары в Санта Клару. Однако останавливаться там на ночь мы не собирались, решили доехать сразу до Гаваны. Это был наш самый длинный пробег (около 450 км). По пути мы остановились также в городках Чамбас, и Ремедьос, ну а далее выехали на аутописту и по ней уже без остановок ехали до Гаваны.

Вот такой Чамбас... ничем не примечательный городок. Похож на поселок городского типа в окресностях Москвы. Только более яркий и с пальмами. Вообще заметно, что кубинцы очень любят яркие краски.

Центральная площадь Ремедьоса. Городок тоже не особо туристический и выглядит заброшенным.

Вот для справки: "Ремедьос был восьмым городом острова Куба, основанным испанскими конкистадорами в 1524 году. На Кубе всегда любили строить большие площади и потом застраивать их красивыми зданиями. В связи с этим, особое внимание привлекает к себе центральная площадь Ремедьоса, площадь Марти, на которой стоят две церкви. Главная приходская церковь Святого Иоанна Крестителя (Сан Хуан Баутиста) считается одной из самых красивых в стране". Боюсь тот, кто специально из-за нее поедет в Ремедьос будет слегка разочарован. Вон она на заднем плане.

А вот Санта-Клара воистину хороша. И здесь сразу чувствуется жизнь - все же население 210 тыс. человек. Она является столицей провинции Вилья-Клара. Согласно путеводителю Санта-Клара - крупный промышленный и университетский город.

Центральный вокзал:

Этот город тесно связан с аргентинским революционером Эрнесто Че Геварой, здесь произошла решающая битва за свободу Кубы в 1958 году, в которой Че с соратниками за три дня умудрились взять город, который защищало войско генерала Батисты с большим численным перевесом. В один из этих дней им удалось пустить под откос бронепоезд с подкреплением для войск (408 человек) и боеприпасами, чему посвящен отдельный мемориал из четырех вагонов. Здесь же захоронены останки революционера. Как вы помните, убили его не на Кубе, а в Боливии в 1967, куда он направился и дальше нести свет революции. Нашли останки и перезахоронили в Санта-Кларе только в 1997 г. Мемориал героя на Пласа-де-ла-революсьон по своим масштабам потрясает воображение. В него входит бронзовый памятник (установлен в 1987 г), музей Че Гевары и мавзолей, где хранятся останки Че и 17 партизан "лос омбрес дель Че" (люди Че), убитых вместе с ним.

В Гавану вернулись уже вечером, и изрядно помыкавшись с поисками касы, без сил завалились спать. Продолжить наш маршрут мы собирались утром следующего дня, отправившись на запад от Гаваны, в Пинар дель Рио. А пока карта проделанного нами пути.

Понравилось? Поделись с друзьями!