Подъем на Кинабалу

В 7 утра 19 июня мы отъехали на небольшом микроавтобусе от КК в сторону нац парка. С нами ехали еще 5 человек, судя по внешнему виду, местных. один из них, довольно молодой мужик, хорошо говорящий по английски, решил с нами познакомиться. он сказал, что они все с борнео, он идет на кинабалу первый раз, а вот его сестра поднималась уже 7 раз, она очень это любит, а теперь решила взять с собой всю семью (мужа, сына и дочь). просто заслуженная покорительница кинабалу, подумали мы и посмотрели на нее почти с благоговением.

это вид на нац парк с дороги
по прибытии в штаб парка, нужно оплатить вход и гида, зарегистрироваться и получить на бэджики на шею. туристов без бэджиков отлавливают и возращают в штаб. пакет, который продает sutera sanctuary lodges включает в себя ночлег в одном из домиков на горе и 4 приема пищи. так что перед тем, как отправиться, мы получили небольшие боксы с едой. от штаба нац парка до начала маршрута ходит автобус-челнок, им не надо пренебрегать, силы и время еще пригодятся.
в первый день нужно подняться от tymporon gate (1800) до рестхауса raban lata (3300). расстояние, которое надо при этом преодолеть - 6 км. то есть взлет сразу берется довольно вертикальный. по маршруту размещено 7 остановок - это крытые беседки, рядом с которыми есть туалет и водопровод.
большинство восхожденцев стартует утром, и это очень разумно. лучше всего подниматься (да и спускаться) утром, во второй половине дня вероятность дождей высока.
в рестхаусе можно поесть и поспать. но недолго. в 2-3 часа ночи начинается восхождение на саммит, чтобы попасть туда примерно к рассвету. это еще 800 метров высоты и 2,7 км хода. после чего можно радостно начать спуск обратно.
карта маршрута:
Подъем на Кинабалу
я не большой любитель ботаники и пр, так что дорога не представляла для меня никакого интереса. тропический лес мне не понравился, никакой красоты я в нем не нашла. мне нравится, когда есть пейзаж, вид, а просто монотонно петюхать вверх в душной зеленой чаще - на мой взгляд удовольствие довольно сомнительное. конечно, когда есть высокая цель: )), то это меняет дело. мы повстречались с этим знаменитым расстением-желудком, которое заманивает насекомых в свою алчную пасть, посмотрели на него, сфотографировали - вот собственно и все. дорога была крутая, большая часть пути выложена ступеньками, идти было тяжело. у меня сразу взлетает пульс и сбивается дыхание, я к этому привыкла, радует то, что в таком некомфортном состоянии я, тем не менее, могу идти довольно долго и почти бодро.
дорожка вверх выглядела примерно так. это не плохое качество фотографий, это водяная взвесь в воздухе. идешь, как в парной.
Подъем на Кинабалу Подъем на Кинабалу Подъем на Кинабалу
вот оно, растение-желудок:
Подъем на Кинабалу
мы покинули штаб одни из последних, так что нас почти никто не обгонял. мы сами быстро нагнали и обогнали семью знатной покорительницы кинабалу, которые поднимались изнуряюще медленно. в конце концов мы стали идти примерно вровень с группой других туристов, окторые выступили чуть раньше нас. среди них была пара из парижа, муж шел довольно бодро, а жена еле ползла; молодая англоговорящая пара, парень тащил на себе весь скарб и время от времени подругу тоже; японская или китайская пара, которые шли весьма бойко; австралиец шотландского происхождения лет 50, он шел не быстро, но верно. совместные мучения сближают, поэтому люди на остановках активно заговаривали друг с другом. француз посмотрел на моего мужа, который отошел в сторонку покурить и обратился ко мне "не лучший способ восстановить дыхание?". да, согласилась я. "он такой спортсмен?" - не унимался француз. "нет, он такой курильщик," - мой ответ ему понравился.
вот так выглядят эти самые беседки:
Подъем на Кинабалу Подъем на Кинабалу
перегоны между остановками составляли 600-900 метров, и честно скажу, каждые 100 метров мы считали.
навстречу нам спускались счастливые покорители кинабалу. некоторые спускались энергично и весело, а некоторые шли на совершенно ватных ногах и с искаженными лицами.
еще нам постоянно встречались носильщики. на высоте 3200-3300 расположен основной отапливаемый корпус, где восхожданты могут отдохнуть, поесть и переночевать, и несколько других неотапливаемых домиков. вода и электричество туда проведены, а все остальное поднимается людской пешеходной силой. у носильщиков за спиной прикреплена деревянная дощечка, к которой привязываются грузы. это могли быть тюки с продуктами, бельем, какая то арматура, мы даже видели носильщика, к спине которого была привязана кованая спинка двуспальной кровати. не иначе в рабан лате решили открыть пару бунгало-люкс. обратно вниз они несут мусор в мешках. получает носильщик 60 рингит за ходку, примерно 20 долларов, стнадартный вес груза 50 кг. в день можно сходить один раз. среди носильщиков встречались и женщины. они носят грузы меньшего веса, но и получают меньше. несмотря на то, что это несомненно были бы прекрасные жанровые фотографии, снимать этих бедолаг рука не поднялась.
а вот и мы: )) это между прочим последний перегон перед рабан латой. то есть мы прошли уже больше 5 км, скоро отдых.
Подъем на Кинабалу

программа первого дня восхождения заканчивается в рестхаусе рабан лата. там можно поесть, передохнуть, а тем, кому повезло забронировать в ней номера, еще и преночевать в отапливаемых комнатах.

в начале пятого мы наконец до нее добрались. нам повезло, только мы зашли в столовую моросящий дождик перешел в жуткий ливень. в 5 там накрывают ланч - шведский стол с несколькими видами салатов, гарниров и мясных блюд. все страшно вкусно (еще бы!). мы навернули по 2 тарелки, и я выпила немеряное количество кружек чая с сахаром. горячая вода есть только в рабан лате, так что там можно принять горячий душ, что я и сделала.
вот так выглядит столовая:
Подъем на Кинабалу
на стенах висели пугающие плакаты:
Муслим, наш гид, сказал, что мы можем подняться так. но мы сказали, что это в другой раз. а вот и сам Муслим:
столовая была полна людей. когда мы уже заканчивали еду, к нам подошел сын знатной покорительницы кинабалу. он сказал, что только что пришел, а его семья все еще поднимается. он оставил их и пошел быстрее, потому что не мог подниматься так медленно. странное хобби у этой женщины, подумалось тогда мне.
к соседнему столу подошло двое парней, говорящих по немецки. они плюхнули свои рюкзаки, а нас стол поставили литровую бутылку водки финляндия. мы были потрясены. когда мы собирали наши рюкзаки, мы придирчиво отбирали каждый предмет, потому что это вес, который придется тащить на гору на себе. в таких условиях взять с собой литр водки в стеклянной таре - для этого надо было обладать истинным духовным величием. нам немедленно захотелось познакомиться с этими замечательными людьми, но они явно были нерасположены к общению. хотя конечно, какое тут общение - одна бутыка водки на 50 человек: )) надо быть осмотрительным в знакомствах: ))
тем времнем закончился ливень, и на небе засияла двойная радуга! вот оно, это изумительное зрелище, снятое с балкона столовой, и мы на его фоне:
но пора было уже идти спать, благо выступать нам предполагалось в 3 часа ночи. наша ночлежка располагалась двумя сотнями метров выше рабан латы.
это не наша, но типа того:
Подъем на Кинабалу
дальше читать тем, кто любит байки: ))
это был барак, вдоль коридора которого располагались комнаты на 4х или 6х. в нашей комнате было по двухярусной кровати слева и справа, между ними небольшой проход. холод был жуткий (вечер и 3,400 высоты). я забралась на верхнюю полку, укрылась 2мя одеялами, вещи сгребла под себя (чтобы одевать потом теплыми) и попыталась заснуть. для этого мне было слишком холодно. в итоге я вместе с вещами перебралась к мужу на нижнюю полку. на соседние полки никто не покушался. когда мы муж уже спал, а я боролась с бессонницей, дверь открылась, в темном проеме появились 2 фигуры и со словами "pardon" юркнули на полки и затихли. знакомиться в этой ситуации было глупо, так что мы сделали вид, что глубоко спим. через некоторое время я и правда заснула. разбудил меня не иначе, как стук зубов. мой визави по шконке дрожал мелкой дрожью и громко клацал зубами. нам то вдвоем и под 3мя одеялами было очень даже тепло. я стянула с верхней полки наше 4е одеяло и протянула в темноту. сосед быстро схватил одеяло, завернулся в него и затих.
вскоре народ стал пробуждаться к подъему. наши соседи включили свет, и оказалось, что это давешние немцы. "спасибо за одеяло," - сказал один из них. у меня в голове был только один вопрос, и он немедленно слетел у меня с языка: "что вы сделали с водкой?!" "частично выпили," - ответили немцы и показали бутылку, в которой стало меньше грамм на 200. "и что, не помогло?!" - изумились мы. "помогло," - вздохнул мой сосед, -"но не надолго". мы выразили свое восхищение людьми, которые взяли с собой на восхождение литр водки. "мы не каждый год ходим на кинабалу," - объяснили нам они, - "и решили, что на вершине мы обязательно должны выпить по глотку водки". с этими словами они ушли, а мы остались, потрясенные.

пришло время и нам выступать. на этот раз по части одежды мы подготовились более тщательно. мы одели флисовые куртки, на руки - велосипедные перчатки, чтобы не браться за веревку голыми руками. на головы водрузили налобные фонарики, чтобы освещать себе путь в темноте, просто что твои ицелопы.
на улице уже толпились восхожденцы, с фонариками головах они выглядели стаей светлячков.
Подъем на Кинабалу Подъем на Кинабалу
вереница огоньков уходила вверх - большая часть людей уже начала подъем. Муслим ждал нас на крыльце, и мы пристроились к общей веренице. подъем начался с крутой лестницы. мы прошли метров 300 и тут меня накрыла горная болезнь - внезапно и полностью. у меня закружилась голова, подступила тошнота, начался озноб и давление в ушах. ощцущение было настолько странным, что я не на шутку испугалась и сказала, что дальше я не пойду. по крайней мере пока эти невозможные ощущения не пройдут. я положила голову на перила лестницы и стала жлать, пока меня отпустит. Дима и Муслим терпеливо ждали рядом. решение было верным. через некторое время меня действительно стало отпускать. таблетка каффетина завершила дело, и дальше я пошла очень бодро. однако фонарь со лба пришлось снять, голова не терпела малейшего прикосновения. вскоре начался самый вертикальный фрагмент маршрута, по которому надо было забираться, подтягиваясь по веревке. рядом была воткнута табличка "опасно", но на наш вгляд опасного или страшного там не было. веревка существенно облегчала подъем, подниматься было легко, было прохладно, в общем мне было хорошо, и я страшно радовалась, что не повернула назад. когда "вертикальный" участок пути закончился, горная болезнь накрыла Диму. мы прибегли к той же тактике - остановиться подождать и выпить каффетин. это снова сработало, и через некоторое время мы двинулись дальше. дорога была отмечена толстым белым канатом - он протянут по земле до самой вершины.
вскоре мы подошли к контрольному пункту сайят-сайят. там мы предъявили свои бэджики, и нас внесли в какую то ведомость. мы вышли на совершенно лысую каменную поверхность. белый канат хорошо был виден в темноте. подъем стал существенно круче. вскоре меня стало снова накрывать, а каффетина больше не было. голова кружилась и наступала какая то ватность, под воздействием которой невозможно было двигать ногами вообще. Дима нашел свой ритм, он отсчитывал 70 шагов и останавливался передохнуть. мне удавалось сделать максимум 40. приходилось останавливаться и опускать голову вниз, чтобы прекратить головокружение. силы нужно было экономить, поэтому движения мои очень скоро стали невероятно плавными. муж, печально глядя, как я плыву по поверхности, спросил: "может мне тебя потащить?" "ты что?!" - ужаснулась я. "ну нам же надо как то дойти," - объяснил мне муж. "нет, - решительно сказала я, - достаточно того, что ты несешь фоторюкзак. я дойду сама. просто это займет больше времени, чем мы ожидали."
так выглядят последние 500-800 м до вершины. снимок сделан на обратном пути, а вверх приходится идти в темноте или предрассветных сумерках.
Подъем на Кинабалу
мы рассчитывали подойти к вершине к рассвету (5,40 утра), но не успели. когда рассвело, нам оставалось еще метров 300-400 ходу. с равнины нам была видна вершина, вся усыпанная восхожденцами. когда мы приблизились к ней, большинство уже спускалось. мы встретили француза, жена его осталась в рабан лате. встретили англоязычную пару, парень вел свою подругу под руки. промаршировали наши соседи-немцы, в кармане рюкзака одного из них плескалась бутылка водки.
последние 50 или 100 метров нужно подниматься по груде камней. отдыхая буквально на каждом камне, я вслед за Димой наконец доползла до вершины. мы остановились в паре камней от саммита, пережидая, пока 3е азиатских ребят сфотографируются у таблички. на вершине был страшный ветродуй, муж забился за камни и присел выкурить сигарету. я начала расчехлять камеру.
так выглядел муж в двух камнях от вершины:
а вот так я:
не сравнить с фотографией на подходе к рабан лате: )) укатали сивку крутые горки.
наконец троица закончила свою фотосессию на вершине, и мы смогли подняться. Муслим пожал нам руки и несколько удивленно сказал "а вы дошли..." вот и наш снимок у таблички. у меня на всех фотографиях закрыты глаза, видимо никто не смог поднять мне веки.
Подъем на Кинабалу
как только я повернулась спиной к вершине и сделала буквально два шага вниз - случилось ЧУДО. усталость как рукой сняло, вернулось прекрасное самочувствие, глаза распахнулись, и я увидела, какая вокруг красота. наступило СЧАСТЬЕ. уходить из зоны этого счастья не хотелось, мы решили не торопиться вниз. мы провели какое время около вершины, осматривая окрестности и фотографируя все вокруг. потом медленно пошли вниз.
вид с вершины:
люди спускаются с вершины между камней:
Подъем на Кинабалу
а некоторые наоброт еще поднимаются:
этот пик называется "голова обезьяны":
просто смотрим фотографии и радуемся вместе со мной: )) пока не наступило время спускаться: ))

налюбовавшись горами, мы пошли вниз. по пути назад мы встречали самых поздних восхожденцев. встретили мы и семью знатной покорительницы кинабалу. шла она натурально "язык на плече". вот все таки загадочная малазийская душа, подумала я, каждый год добровольно и регулярно подвергать себя таким мучениям.
путь между постом сайат-сайат и рабан-латой:
Подъем на Кинабалу
вот эта женщина прошла мимо нас в состоянии полной прострации. каким образом она держалась каната - непонятно.
мы решили не задерживаться в рабан-лате надолго, быстро позавтракали и пошли вниз. и вот тут меня поджидала самая большая ЗАСАДА. у меня оказались слабые связки на коленках. причем ничто раньше не намекало на то, что у меня такие проблемы могут быть. примерно через 1 км пути вниз по колдобинам или лестницам связки перестали держать коленки. мышцы, которым пришлось выдерживать двойную нагрузку, начали гудеть. коленки стали просто подламываться. ноги могли находиться или в полностью разогнутом или в полностью согнутом положении. в полу-согнутом положении (которое и нужно для совершения шага) они находиться не могли, либо выгибались, либо складывались. и я совершенно ничего ничего не могла с этим поделать!!! я была просто в бешенстве - я не устала, хорошо себя чувствую, а ноги меня не слушаются, вот хоть ты тресни!!! спускалась я совершенно дико, то цепляясь руками за все, за что только можно было уцепиться, в основном боком, всяко-разно выворачивая ноги. отдых не помогал, так что мы шли почти не останавливаясь. наверное, я изначально пошла каким то неверным манером. наверное, мне надо было иметь трекинговую палку. а лучше 2. где то в середине пути я все таки отдала рюкзак Муслиму. он шел сразу за мной, видимо готовый подхватить меня, если ноги меня в конце концов все таки не удержат. но это не потребовалось. муж спускался быстрее и поджидал меня, с тоской глядя на мои пируэты на летницах. я спускалась ужасно долго, гора мне уже страшно надоела, было такое чувство, что она не отпускает меня и изматывает. после почти 6 (!) часов спуска мы наконец дошли до тимпорон гейт. где то с середины пути мы шли под небольшим дождем, а когда мы спустились ливануло уже, как из ведра.
без каких либо эмоций мы получили в штабе сертификат о восхождении. ощущение было такое, что это не мы покорили гору, а гора уделала нас, как Бог черепаху. мест на шаттл до кота-кинабалу не было. мы взяли такси и договорились заехать за нашим чемоданом в отель в КК, а потом ехать в Нексус. в такси мы оба заснули.
часа через два наверное мы приехали в нексус. это надо было видеть. мокрые, грязные и колченогие, мы вылезли из такси в роскошный холл и поволоклись к ресепшн. там я сказала, что я заказывала номер, но подтверждения у меня нет. странно, но мне поверили и нашли мою резервацию. на предложение сменить отель на бунгало муж отозвался с неожиданным энтузиазмом. мы сосредоточились и выбрали на плане бунгало.
-вы не хотите пойти посмотреть комнату? - любезно спосили нас.
-нет, - дружно ответили мы, - мы не можем делать лишних движений.
-хорошо, тогда ваш номер такой то, сейчас отвезут ваш багаж, а вы можете пройти по территории.
они видимо полагали, что это удовольствие: ))
-нет, - снова дружно ответили мы, - отвезите нас пожалуйста вместе с нашим багажом.
нас отвезли.
вот собственно и все: )) после этого уже начался отдых: ))

Автор: simple_readingsimple_reading

Понравилось? Поделись с друзьями!