Самоанцы, как и все полинезийцы, в большей степени сохраняют свою древнюю культуру, крайне привязанную к традициям и очень сложному комплекту социальных условностей - иерархии, системе особых знаков внимания и обычаев, регулирующих всю их социальную, политическую и религиозную жизнь. Правительство обеих частей архипелага, как Независимого Самоа, так и Американского, регулярно выпускает официальный список кодексов поведения для своих граждан, в составлении которого активное участие принимают старейшины и племенные вожди. Самоанская культура основывается на «фаа-матаи» - сложном понятии, подразумевающем власть племенных или общинных лидеров «матаи» (старейшина, вождь), управляющих как «аига», или «аинга» (семейство, клан), так и всей общиной. Все ресурсы в пределах общины распределяются на основании потребностей и понятия о справедливости, а социальное положение всех членов общины и семей абсолютно одинаково.  При этом «матаи» представляет общину на деревенском совете, отправляет правосудие и следит за должным проведением обрядов, соблюдением обычаев, а также ведет летопись рода, генеалогию семейств (этому здесь уделяется огромное значение) и направляет образовательную деятельность.

Выделяют две категории «матаи»: «алии» - руководители района, деревни или семейства (к этой категории относятся и «тулафале» - спикеры вождя, его, если так можно выразиться, пресс-секретари) и «аумага» - руководители отдельных семей или сектора работ. Несколько особняков стоит должность «таупоу», или «таупо», которую обычно занимает какая-то уважаемая женщина, часто - дочь или жена «матаи». В их обязанности входит воспитание детей общины, присмотр за чистотой и гигиеной, обязательное приготовление «кавы» и обеспечение всего сложного церемониала, сопровождающего потребление этого напитка. В рамках отдельного семейства эта роль обычно доверяется самой старшей женщине в роду, при этом зачастую она получает определенную власть над своими родными братьями, независимо от их возраста и положения. Отдельно выделяется должность «пуленуу» - некое подобие деревенского старосты или мэра.

Община или группа общин (обычно это отдельная деревня) под управлением одного «матаи» обычно занимают какую-то природную географическую область и образуют район - «иланд», который управляется советом вождей. Эта иерархия идеально подходит для местных условий, в которых каждый имеет свое место и функцию, причем взаимоотношения со всеми людьми, как в самой деревне, так и в больших масштабах, заранее определены и установлены. Очень необычно отношение к нарушившим местные законы - на иностранца налагается штраф (обычно в денежном выражении или просто продуктами питания), местный же житель после определенного общественного порицания будет выполнять всю ту же работу, что и раньше, только в большем объеме, передавая образовавшийся в результате работ избыток на нужды общины, то есть, ввиду общего равенства, опять же на свои собственные.

Традиционной и основной ячейкой самоанского общества является семейная община («аига» или «аинга»), которая включает в себя многочисленных родственников всех поколений (временами до 40-50 человек). Каждая семейная община выбирает главу, представляющего её на деревенских собраниях, причем, чем больше сама семья, тем больше авторитета у её «матаи».

Таких понятий, как «частная жизнь» или «секретность» здесь практически не существует. Все свои работы члены общины делают совместно, праздники также отмечаются всей деревней. Даже традиционный самоанский дом «фале» не имеет стен, закрывая от воздействия плохой погоды лишь соломенной или пальмовой крышей и несколькими несущими столбами. Это приводит к появлению вполне принятого в этих местах здорового соперничества между «аига». 

 

Большое значение для местных жителей имеет татуаж, унаследованный с эпохи заселения островов Тихого океана, когда рисунок и характер наносимой на кожу татуировки рассказывал о героизме и заслугах его носителя. Каждый самоанский мальчик в 12-13 лет первый раз идёт в «туфуга» (своеобразный тату-салон, так же называется и сам обряд инициализации, занимающий иногда до месяца) и получает свой первый рисунок от талии до колена. Процесс является немыслимо болезненным. Татуировки должны рассказывать о силе сердца мужчины и его духовности, о его делах и достижениях, хотя в нынешнее время все больше и больше их делается просто «для красоты».

При посещении местных общин нужно соблюдать кое-какие нормы приличия. Необходимо избегать передвижения по деревне в час вечерней молитвы «са» (обычно между 18.00 и 19.00, сама молитва длится около 10-20 минут, и часто её начало и конец отмечаются звонком, звуком горна из раковины или тремя ударами гонга). Воскресенье является днём мира и тишины, когда местные жители посещают церковь или собираются все вместе у домашнего очага, поэтому в этот период рекомендуется вести себя спокойно и избегать громких звуков или сборищ.

 При входе в общинный дом требуется обязательно снимать обувь. В то время, когда старейшины сидят, гости никогда не должны стоять, при этом ступни (подошвы) не должны быть обращены в сторону присутствующих (лучше принять «позу лотоса»). Вообще вести разговоры стоя не принято (это считается признаком торопливости и несерьезности сказанного), любая в некоторой степени серьезная беседа должна проходить под крышей дома и в спокойной обстановке.

По полинезийской традиции, подарки должны быть обязательно отдарены. Ни в коем нельзя давать деньги детям, даже если они этого просят.

При фотографировании местных жителей всегда необходимо предварительно спрашивать у них разрешения.

Отношение к одежде достаточно оригинальное. С одной стороны, очень ценится следование обычаям и традициям, в то время как в повседневной жизни самоанцы одеваются довольно демократично. Традиционной женской одеждой является «пулетаси», представляющая собой нечто среднее между юбкой и туникой, а также «лавалава», (саронг) и «парео». Мужчины носят юбки из растительного волокна (или просто из листьев) или вполне европейские шорты и футболки (хотя к шортам отношение явно неодобрительное, особенно для женщин). В официальных случаях полагается иметь строгую вечернюю одежду (хватит легких брюк или длинной юбки и строгой рубашки с рукавом средней длины). Облегающая одежда также не рекомендуется, особенно в пределах населенных пунктов.

 Также здесь довольно негативное отношение к бикини. Носить «минимизированные купальники» разрешаено только на территории частных пляжей. Купальные костюмы за пределами пляжей недопустимы, нудизм и топлесс также вызывают заметное неодобрение (во многих местах просто-напросто запрещены). Женщинам рекомендуется носить легкое платье, а не шорты или брюки, особенно если они идут в церковь или в местный дом.

В настоящее время традиционный образ жизни заметно сдает свои позиции под напором современной цивилизации, и многие сложные местные обычаи постепенно отходят на второй план. Однако в любой сомнительной ситуации следует тщательно расспрашивать хозяина дома или любого члена общины об общепринятых нормах. Самоанцы довольно спокойно относятся к незначительным нарушениям их традиций и всегда с радостью готовы помочь в разрешении противоречий, однако пренебрегать их радушием не стоит.





Понравилось? Поделись с друзьями!